Olympus — путь инноваций

Я давно собираюсь сделать серию видеороликов, рассказывающих о крутых фишках, реализованных в камерах Olympus. Пришла пора осуществить эту задумку!

Назову серию «Olympus Killer Features» :). Расскажу о Коррекции перспективы и Создании цвета, о пятиосевой стабилизации изображения и режиме высокого разрешения Супер-HD. Многие из этих функций абсолютно уникальны, другие встречаются в том или ином виде и в камерах других производителей, ну а в совокупности, при их объединении, получается, что камеры Olympus предоставляют пользователю совершенно потрясающий набор функций и возможностей для эффективной работы и творчества.

Прежде чем перейти собственно к роликам, давайте ненадолго заглянем в историю. Olympus всегда был инновационной компанией, применяемые инженерные решения часто были уникальными, а камеры в чём-то оказывались первыми в мире. Вспомним важные события на этом пути – конечно, не с момента создания компании в 1919 году, а за последнее время и только в родной для нас с вами области – цифровой фототехнике.

В 2003 году Olympus создает фотосистему Four Thirds («Четыре третьих», или 4/3). Это была первая цифровая зеркальная фотосистема, разработанная с нуля. Другие производители приспосабливали уже существовавшие ранее «пленочные» объективы к новым цифровым тушкам, что не учитывало требований, предъявляемых цифровыми матрицами к оптимальному ходу лучей, и не лучшим образом сказывалось на качестве изображения.

01-E-1-system-FT
Olympus E-1

Кроме того, в камере Olympus E-1, первой зеркалке системы Four Thirds, была впервые реализована очистка матрицы от пыли путем высокочастотных вибраций блока матрицы. Поясню для тех, кто не в курсе, о чем тут речь.

При смене объективов через открытое байонетное отверстие в камеру может попадать пыль. Для пленочных камер это не было проблемой – в том смысле, что пыль уезжала при перемотке пленки после каждого кадра. Когда появились цифровые камеры со сменными объективами, матрица, конечно же, никуда не уезжала, пыль накапливалась и проявляла себя в виде темных пятен на снимках.

Решение, предложенное инженерами Olympus, оказалось простым и эффективным – блок матрицы вибрирует с высокой частотой, пыль падает с фильтра перед матрицей и остается на липких поверхностях, расположенных неподалеку. С тех пор такой метод используется во всех моделях Olympus. Помню, как сторонники других фотосистем поначалу посмеивались над камерами Olympus – мол, «а я чищу матрицу кисточкой и клизмой, всего лишь раз в неделю, ничего сложного». Владельцы же камер Olympus лишь пожимали плечами – они обходились без клизмы, проблем этих не знали вовсе – и, насколько я в курсе, не встречают следов пыли на снимках и после многих лет эксплуатации своих камер. Время показало эффективность «пылетряса» Olympus, и другие производители тоже стали применять подобные решения.

Тогда же, в 2003 году, компания Olympus выпустила первые цифровые камеры «всепогодного исполнения» – то есть, с защитой от пыли и брызг. Это были mju300 и mju400 (произносится «мю»).

03-mju400
Olympus mju400

В 2006 году была выпущена камера Olympus E-330. Она стала первой цифровой зеркальной камерой с режимом «живого вида» Live View – то есть, позволяющая видеть снимаемую сцену в реальном времени и выполнять визирование на мониторе, расположенном на задней панели камеры. До этого момента фотограф мог смотреть только в окуляр видоискателя – как и в пленочных зеркалках, а на мониторе можно было просматривать только уже сделанные снимки.

04-e330-light-path
Ход лучей в камере Olympus E-330

Реализован режим «живого вида» в камере E-330 был с помощью полупрозрачного зеркала и небольшой вспомогательной матрицы – то есть, не так, как делается сейчас, когда «живое» изображение формируется основной матрицей. Так или иначе, Olympus E-330 в любом случае была первой камерой с этой функцией и подняла удобство пользования цифровыми зеркалками на новый уровень.

Выпущенная в 2006 году компактная Olympus mju720SW стала первой цифровой камерой «экстремального» исполнения – в прочном корпусе, выдерживающая удары, падения, а главное – герметичная и позволяющая погружаться на глубину до пяти метров. При ее разработке сказался большой опыт, имевшийся у Olympus в производстве подводных боксов, которые выпускались ко многим моделям фирмы.

05-mju-720SW
Olympus mju720SW получила награду EISA как лучший компакт 2006-2007 года

Зеркальная модель E-510, выпущенная в 2007 году, стала первой камерой Olympus со стабилизацией изображения на сдвиге матрицы. Очевидным плюсом такой системы, по сравнению со стабилизацией на сдвиге линз в объективе, является то, что стабилизированным получается любой установленный на камеру объектив.

Olympus E-510

Здесь стоит отметить, что первой компанией, реализовавшей принцип стабилизации на сдвиге матрицы, насколько я помню, была Konica Minolta. Однако Olympus, построив стабилизатор на базе своего «ультразвукового привода» Supersonic Wave Drive, начиная с E-510 оснащает стабилизатором все свои зеркальные, а позже и беззеркальные, модели. Система продолжала совершенствоваться, и к настоящему времени эффективность стабилизатора в камерах Olympus достигла совершенно невероятного уровня. Впрочем, об этом чуть позже.

В зеркальной камере Olympus E-30, которая вышла в 2008 году, были впервые использованы Художественные фильтры (иначе говоря, Арт-фильтры). До того момента в камерах применялись сюжетные программы и стили изображения, видоизменяющие цветовую схему снимков в относительно небольших пределах, однако лишь Арт-фильтры предложили радикальное преобразование изображения с помощью более сложных процессорных алгоритмов. К слову сказать, Инстаграм, который своим успехом обязан не в последнюю очередь встроенной возможности применять фильтры и получать за пару нажатий эффектную картинку, появился лишь двумя годами позже.

08-e30-ART-filters

В том же 2008 году специалисты компаний Olympus и Panasonic совместно разработали концепцию беззеркальных камер – то есть, камер с крупной матрицей, сменной оптикой, однако без зеркала и сопутствующих зеркалу элементов (призмы, «зеркальной» системы автофокуса). Была разработана система Микро 4/3 (Micro Four Thirds), с которой началась фактически новая ветвь фотоиндустрии. Вскорости Olympus в области системных камер полностью перешел на беззеркальную Микро 4/3, как и Panasonic. К системе MFT с тех пор присоединились другие компании, а беззеркальные камеры, с большим или меньшим успехом, начали выпускать и все другие серьезные производители – вплоть до Hasselblad.

09-micro-FT-prototype

С 2012 года в камерах Olympus появились функции Live Bulb и Live Time (а позже и Live Composite). Эта группа функций позволяет «вживую» наблюдать на дисплее камеры за процессом постепенного формирования изображения при длинных выдержках, что дает удобство и богатые возможности для многих видов съемки, преимущественно при низкой освещенности. Без этих функций фотограф ведёт съемку на длинных выдержках практически вслепую и может увидеть результат лишь после того, как выдержка закончена и снимок готов.

10-live-time-2

Мы уже говорили, что система стабилизации изображения на сдвиге матрицы постепенно совершенствовалась, и в 2012 году выла выпущена камера Olympus OM-D E-M5. В этой камере впервые была реализована «пятиосевая стабилизация изображения», при которой компенсируются не только сдвиги камеры по вертикали и горизонтали, но и, вдобавок к ним, также повороты по трем координатным осям.

11-5-axis-Image

Пятиосевая стабилизация работает и при фото-, и при видеосъемке. Эффективность системы дошла до максимума в модели OM-D E-M5 Mark II (см. мой обзор) и является, как минимум, одной из лучших на рынке, а на мой взгляд, попросту самой лучшей.

В 2015 году разработчики Olympus нашли новое применение способности матрицы смещаться, которая до тех пор использовалась для стабилизации изображения и очистки от пыли. В камере Olympus E-M5 Mark II появился режим высокого разрешения Hi-Res (иначе говоря, Супер-HD). В этом режиме камера быстро делает восемь снимков подряд, выполняя микросдвиг матрицы от снимка к снимку и описывая круг (точнее, квадрат). Далее эти восемь отдельных кадров программно объединяются в один снимок высокого разрешения. Модели Olympus с матрицей 16 Мп позволяют получать сорокамегапиксельный снимок, а модели с матрицей 20 Мп – пятидесятимегапиксельный.

12-Hi-Res

В нынешней реализации режим Hi-Res имеет определенные ограничения – съемку нужно вести со штатива, однако я надеюсь, что в будущем появятся модели Olympus, где эта суперфункция будет работать и при съемке с рук.

В 2015 вышел объектив Olympus M.Zuiko Digital 8mm f/1.8 Fisheye (обзор). По сути – это первый светосильный объектив «рыбий глаз». Впервые появилась возможность соединить в одном кадре небольшую глубину резкости, которую обеспечивает светосила F/1.8, и сверхширокоугольную картинку с характерной геометрией, формируемую объективом «фишай».

13-fisheye-8mm-f18

Мы с вами кратко пробежались по некоторым важнейшим вехам инновационного пути компании Olympus. Конечно, были на этом пути и другие достижения – например, впервые примененные в серийном объективе DSA-линзы (Dual Super Aspherical), или впервые реализованная в камере E-20 гибридная система сканирования (с переключением между чересстрочной и прогрессивной разверткой), или первый телеконвертер для компактных системных камер MC-14…

Но, наверное, достаточно. Вы уже поняли, что я хочу сказать – когда вы берете камеру Olympus, вам в руки попадает квинтэссенция опыта, мудрости, идей и многолетнего труда многих-многих людей. И хватит уже разговоров – переходим к видеорассказам о потрясающих, убийственных фичах камер Olympus! 🙂

Видеоролики серии Olympus Killer Features

  1. Дмитрий, здравствуйте! Спасибо за замечательные статьи и обзоры!
    Скажите, где-то на сайте можно задать Вам вопросы по работе с новым ЕМ-1 Mark II? В обзоре камеры я поля для введения вопросов не обнаружил.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s