Интервью с Сетсуя Катаока, Olympus

p9205309-acr-600x800В рамках выставки Photokina 2016 я встретился с г-ном Сетсуя Катаока (Setsuya Kataoka, General Manager of Product Planning, R&D). Это один из самых компетентных специалистов, который занимается разработкой камер Olympus еще со времен пленочных OM. Разговор переводил на японский язык, а также активно в нем участвовал, г-н Такахиро Тосака (Takahiro Tosaka, General Manager of Strategy, Brand Development & Marketing, Consumer Products Division).

Дмитрий Крупский: – Прежде всего, хочу выразить благодарность от лица всех пользователей – и за изделия Olympus в целом, и за E-M1 Mark II, которого мы давно ждали.

Сетсуя Катаока: – Спасибо!

Д.К. – Из презентации E-M1 II очевидно, что системе автофокусировки было уделено самое пристальное внимание. Однако позвольте сначала задать вопрос о работе автофокуса при чисто контрастом его типе, например, в E-M5 Mark II. Когда у нас включен многозонный режим 9х9, какова логика выбора зоны? Если не иметь в виду распознавание лиц, а для сцены «общего типа».

С.К. – Прежде всего, выбирается ближайший к камере объект. Кроме того, работает алгоритм распознавания типов снимаемой сцены, и это также учитывается для определения зоны, где должен сработать автофокус.

Д.К. – Разве контрастный автофокус может определить, какой из объектов находится ближе?

С.К. – Вы правы, контрастный автофокус не позволяет определить конкретное расстояние до снимаемого объекта. Однако, во-первых, как я уже сказал, мы используем записанные в память камеры шаблоны с типовыми сценами. Из них понятно, какие объекты находятся ближе. Кроме того, во время подстройки фокуса на определенную точке по критерию максимального контраста, различные участки изображения изменяются по-разному – из этого камера может определить расстояние между объектами, сделать вывод об их взаимном расположении, какие из них находятся ближе.

Д.К. – А если мы берем камеру с гибридным автофокусом, как E-M1 или E-M1 II, где есть фазовые датчики – понятно, что это дает дополнительные технические возможности, но изменяет ли общую логику?

С.К. – В этом случае камера уже может определить расстояние до объекта. Это дает большие возможности. А логика та же, приоритет отдается ближайшему объекту.

Д.К. – Если говорить о E-M1 Mark II и его новой системе автофокуса, с 121 зоной. Все они крестового типа. Что конкретно это значит? Фазовые датчики, встроенные в матрицу, геометрически распределены в форме креста, в двух взаимно перпендикулярных полосках?

С.К. – Да, именно так. Это дает большую эффективность фокусировки.

Д.К. – А в Е-М1 они расположены равномерно по поверхности матрицы? В пределах активной зоны.

С.К. – Да.

Д.К. – Касательно непрерывного автофокуса при видеосъемке. Из моего опыта, камеры иногда кратковременно теряют фокус, как бы «рыскают», перепроверяя точность текущей установки фокуса. Улучшен ли этот момент в E-M1 II?

С.К. – Да, мы можем уверенно сказать, что это существенно улучшено.

Д.К. – А есть ли в E-M1 II подстройки автофокуса при видео? Его чувствительности, быстроты реакции на изменение ситуации?

С.К. – Да, у нас появилась новая функция, возможность подстройки чувствительности автофокуса. Иногда вам нужно строго следить за снимаемым объектом и игнорировать случайную помеху, пересекающую кадр, вроде проходящего мимо человека. А иногда наоборот, нужно реагировать и перефокусироваться быстро. Это можно подстраивать.

p9205313-acr-800x600

Д.К. – Как мы знаем из презентации, глобального затвора у E-M1 Mark II нет.

С.К. – Правильно, глобального нет. Однако скорость считывания информации с матрицы существенно увеличена.

Д.К. – Насколько?

С.К. – Если сравнивать с E-M5 II, то скорость увеличена вдвое.

Д.К. – Можно ли с электронным затвором использовать вспышку?

С.К. – Можно, с выдержкой синхронизации в 1/60 секунды. При использовании механического затвора – 1/250 секунды [ДК: или до 1/8000 в режиме Super FP].

Д.К. – В интернете ходили слухи, что в новом флагмане будет реализован режим Hi-Res при съемке с рук. Однако этого не случилось. Что является сдерживающим фактором – недостаточно быстрое считывание с матрицы?

С.К. – Здесь важно сочетание различных факторов. Во-первых, скорость считывания с матрицы. Во-вторых, в режиме Hi-Res делается 8 кадров, и это должно быть синхронизировано со считыванием с матрицы.

Д.К. – Давайте с конкретными цифрами. Например, у нас выдержка 1/100 секунды. Скорострельность камеры – около 10 кадров в секунду. То есть, от кадра к кадру у нас происходит следующее: 1/100 секунды собственно выдержка, и 1/10 секунды (грубо говоря) процессорной обработки. В режиме Hi-Res делается 8 кадров, суммарная выдержка получается 0.8 секунды. Это слишком много, чтобы снимать с рук.

С.К. – Да, все правильно.

Д.К. – В E-M1 II у нас считывание вдвое быстрее, порядка 1/20 секунды. Весь цикл займет 0.4 секунды. У камер Olympus великолепный стабилизатор. В принципе, даже при этой скорости считывания можно было бы удерживать камеру в руках в течение 0.4 секунды – если бы стабилизатор не был полностью занят сдвигом матрицы ради получения тех самих восьми промежуточных кадров. Хорошо, допустим, вы добьетесь более быстрого считывания… а можно ли сделать, чтобы перемещение матрицы использовалось одновременно и для работы стабилизатора, и для режима Hi-Res? То есть, матрица сдвигалась бы, компенсируя дрожание рук фотографа, и на это движение накладывались те самые восемь микросдвигов, необходимые для режима Hi-Res.

С.К. – Да, верно, теоретически так сделать можно. И мы работаем над тем, чтобы Hi-Res работал при съемке с рук.

Д.К. – Хотя камера E-M1 II была анонсирована вчера, в продаже она появится, видимо, через несколько месяцев. За это время будет что-то доработано, вы продолжаете что-то улучшать?

С.К. – Задержка между анонсом на Photokina и выходом на рынок – это особенности производственного процесса. Что касается разработок – то они никогда не останавливаются. На данный момент мы добились поставленных целей и параметров – тех, которые и были объявлены вчера.

Д.К. – В прошлые годы я неоднократно разговаривал с представителями Olympus, обычно с Тошиюки Терада, но не только. Не могу сейчас вспомнить, кто конкретно мне сказал… В тот момент ходили слухи о новой матрице, люди гадали, какой же она будет. И на вопрос об этом представитель Olympus мне сказал, мол, мы вообще не думаем о том, какой будет матрица; мы поставим лучшую, которая будет доступна на данный момент. Я спросил – а о чем тогда думаете в первую очередь? Он ответил – о распределении процессорной мощности, о балансе между качеством картинки и быстродействии. Это было любопытно. Собственно, вопрос – актуальны ли слова о таком балансе сейчас? Похоже, что при разработке E-M1 Mark II как раз матрица играла важнейшую роль и явилась определяющим фактором высокого быстродействия?

С.К. – Перед разработчиками была поставлена приоритетная задача – высокое быстродействие. Чтобы ее достичь, работы с матрицей и с процессором обработки изображения были синхронизированы. Оба эти фактора имели высший приоритет, и цель была достигнута.

Д.К. – Когда инженеру нужно усовершенствовать систему, понятно, что он учитывает все компоненты. Однако всегда что-то является относительно слабым местом и нуждается в усовершенствовании в первую очередь.

С.К. – Действительно, раньше, до сего момента, «бутылочным горлышком» [элементом системы, ограничивающим ее общую производительность], была производительность процессора [конкретно прозвучало «ASIC’s performance», то есть, производительность интегральных схем специального назначения]. Однако сейчас мы достигли определенного уровня, баланса, и поэтому нельзя сказать, что в E-M1 II есть какое-либо слабое место.

Д.К. – Прекрасно, что слабых мест нет! А как вы считаете, что может быть улучшено в будущем? Куда пойдет развитие дальше, в каком направлении? Причем как с точки зрения потенциала современных технологий, так и с точки зрения пользователя. Нужно ли в первую очередь расширять динамический диапазон? Уменьшать шумы? Или, быть может, сделать фокусировку, управляемую движением глаза?

С.К. – Мы будем совершенствовать, с одной стороны, техническую сторону – быстродействие, чувствительность, качество картинки. С другой стороны, развиваясь как компания, ориентированная на пользователя, мы стремимся максимально удовлетворить людей и дать им именно то, что им нужно. Используя принципы искусственного интеллекта, мы анализируем опубликованные снимки (разумеется, не получая никакой приватной информации о фотографах), изучаем метаданные EXIF, установленные параметры, какая там экспозиция, какой использовался объектив, а также свойства самой картинки, цветопередача, какой получился смаз и так далее. Соответственно, мы можем делать выводы, в какую сторону следует развивать наши будущие камеры, что именно в них улучшать.

Д.К. – Помимо прочего, в E-M1 II повышена эффективность системы стабилизации изображения. Что именно было в ней улучшено? Механическая точность позиционирования, или какая-то подстройка алгоритмов?

С.К. – Главным образом, повышена точность и чувствительность датчиков, которые распознают движения камеры. Информация от этих датчиков используется для работы системы стабилизации.

Д.К. – В некоторых объективах M.Zuiko Digital (300/4 IS PRO и 12-100/4 IS PRO) применена технология синхронной стабилизации изображения – традиционная для камер Olympus стабилизация на сдвиге матрицы работает одновременно со стабилизацией на сдвиге линзы в объективе. Мы знаем, что и Panasonic использует похожие принципы. Делитесь ли вы друг с другом информацией, протоколами обмена данных? Будет ли возможна перекрестная работа – объективов Olympus с этой функцией на камерах Panasonic и наоборот? Ведь когда-то система Микро 4/3 разрабатывалась общими усилиями и совместимость на уровне «обычных линз» обеспечена.

 С.К. – Хотя эти вопросы не регулируются впрямую системой Микро 4/3, мы понимаем ваш интерес. Мы получаем запросы об обеспечении такой совместимости. Пока мы еще не связывались с Panasonic по этому вопросу, однако думаем об этом.

Д.К. – То есть, технически это возможно, всё дело в договоренностях между компаниями?

С.К. – Да, технически возможно, но конкретно над соглашением об обмене соответствующей информацией мы пока не работали. Возможно, в будущем.

p9205311-acr-800x600

Д.К. – Как вы относитесь к наступление полноформатных беззеркальных камер? Не собираетесь ли сами запустить такую линейку? Говорят, Olympus запатентовал несколько объективов под «фулл-фрейм»?

С.К. – (Смеётся). Во-первых, мы совершенно уверены в своей нынешней платформе Микро 4/3. У нас определена дальнейшая среднесрочная стратегия ее развития. И в любом случае мы сфокусированы на ней. Что же касается запуска новых направлений… Для наших разработчиков тут, конечно, ничего невозможного нет. Однако конкретное будущее пока не определено.

Д.К. – Olympus был одной из тех компаний, кто начал новую беззеркальную эру, вы работали над системой Микро 4/3. Сейчас, похоже, зеркальные лидеры Canon и Nikon собираются догонять и наверстывать упущенное. Как вы использовали эти годы, в чем сейчас ваше преимущество? В восприятии ли бренда Olympus, в накопленных ли технологических решениях, в большом парке оптики?

 С.К. – Важно всё, но главное здесь в различии конструкций зеркальных и беззеркальных камер. Они совершенно разные. Мы действительно накопили большой опыт в беззеркальных технологиях – как управлять работой, как синхронизировать… здесь множество нюансов. Эти знания не так просто приобрести за короткое время. Конечно, у тех производителей преимущество в камерах с оптическими видоискателями, но здесь технологии совершенно другие. Посмотрите в видоискатель E-M1 II, какая естественная там картинка, нажмите кнопку спуска… Это уровень, достигнуть которого не просто.

Д.К. – Благодарю за интервью и желаю дальнейших успехов – лично Вам и компании Olympus!

Близкие по тематике материалы:

Первые снимки объективом M.Zuiko Digital ED 12-100/4 IS PRO
Первые снимки объективом M.Zuiko Digital ED 25/1.2 PRO

Интервью с Сетсуя Катаока, Olympus: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s