Сравнение объективов Olympus 100-400/5-6.3 и Panasonic 100-400/4-6.3 — часть 1 — Введение, характеристики

Недавно я сделал обзор телезум-объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 100-400mm F1:5.0-6.3 IS (текстовая версия / видео на YouTube)…

…после чего многие читатели и зрители высказали пожелание – сравнить этот объектив с другой моделью, обладающей сходными параметрами (в первую очередь, диапазоном фокусных расстояний, но не только) и аналогичной функциональностью, а именно – Panasonic Leica DG Vario-Elmar 100-400mm f/4-6.3 ASPH. POWER O.I.S.:

Кстати, помимо текстового обзора, который вы сейчас читаете, существует и его видеоверсия. Она предпочтительнее для тех, кто склонен слушать, а не читать. Хотя текстовый вариант позволяет рассматривать кропы не торопясь, а также скачивать полноразмерные файлы тестовых снимков.

Оба объектива предназначены для работы в системе Микро 4/3, то есть их можно установить на любую камеру с соответствующим байонетом, и в этом смысле являются совместимыми и взаимозаменяемыми. Однако это объективы разных компаний-производителей – Panasonic и Olympus, а у каждой из них есть собственные камеры, и объективы разработаны в первую очередь именно с учётом установки на «родные» для них камеры. Поэтому нам придётся сделать оговорку – полностью корректное сравнение объективов сделать невозможно. Я устанавливал объективы на свою камеру Olympus OM-D E-M1 Mark II, и про объектив Panasonic Leica всегда можно сказать, что он находится в некотором смысле в невыигрышном положении – ведь он оптимизирован именно под камеры Panasonic. С другой стороны, если каждый из объективов ставить на камеру своей системы, то сравнение получается ещё более далёким – ибо как можно сравнивать, хотя бы, качество изображения, если работали разные камеры, разные матрицы? Да и реальные пользователи вряд ли будут подбирать камеру под приобретаемый объектив, скорее, установят его на ту камеру, которую имеют.

M.Zuiko Digital 100-400/5-6.3 на камере Olympus OM-D E-M1 Mark III

Таким образом, получается, что объективы я буду сравнивать под определённым углом зрения, а именно – подразумевая их использование на камерах Olympus. При этом сравнение качества изображения будет абсолютно корректным – ведь работала одна и та же камера, одна матрица, да и экспопараметры я в прямых сравнительных тестах буду выставлять одинаковые. Поэтому и наибольшее внимание в обзоре уделю именно качеству картинки. А вот в таких моментах, как работа стабилизатора или автофокусировки, сравнение получится более субъективным и менее однозначным; вполне вероятно, что с камерой Panasonic впечатления были бы совершенно другими.

Еще замечу, что полные официальные наименования объективов – очень уж длинные, поэтому я буду по большей части сокращать их до Leica или Lumix (для объектива Panasonic), а также до Zuiko или MZD (от M.Zuiko Digital – для объектива Olympus).

Оба объектива – прочные, крупные, увесистые. Olympus на 3 миллиметра больше в максимальном диаметре и на 3.5 сантиметра длиннее. Заметно ли это на практике? Да, Olympus выглядит ощутимо крупнее. Имеет ли это значение? На мой взгляд, минимальное; в любом случае это не компактный блинчик, а здоровенная махина, которую в карман не положишь. Ещё меньше ощущается разница в весе: лишние 135 грамм Olympus’а в полуторакилограммовой связке с камерой оказываются менее чем 10-процентной разницей, её почти не чувствуешь. Тем не менее, разница есть, так что если для вас размер и вес имеют значение, то да! – Panasonic заметно меньше и чуть легче.

Если на объектив Olympus поставить бленду (а она входит в комплект), то разница получается уже существенной. Бленда довольно широкая, и с нею длина объектива сильно вырастает. Кстати, крупная бленда хороша не только защитой от бокового света и появления бликов, но и от попадания капель дождя на переднюю линзу.

У объектива Panasonic бленда встроенная, складная. Для приведения в рабочее состояние выдвигается вперёд, причём ненамного, сантиметра на полтора. С одной стороны, конструкция удобная, бленда выдвигается мгновенно, не нужно её переворачивать и защёлкивать, однако защитные её свойства (во всех смыслах), очевидно, меньше.

Panasonic Leica 100-400/4-6.3

Кольцо трансфокатора, или зума, у обоих объективов широкое и удобное. Рифление у Olympus более цепкое и острое, мне это нравится. По мере увеличения фокусного расстояния оба объектива раздвигаются, причём любопытно, что Panasonic удлиняется сильнее и едва не сравнивается с Olympus’ом.

На кольце трансфокатора нанесены значения фокусного расстояния. Это абсолютные миллиметры, для получения «эквивалентных пленочных» их нужно умножать на 2.

В случае Olympus отмечены 100, 150, 200, 300 и 400 мм, а у Panasonic отметок больше – ещё и 250 и 350 мм. На практике это, мне кажется, значения не имеет, ведь текущее фокусное расстояние выводится на дисплей камеры (или в видоискатель), это и нагляднее, и точнее, чем числа на оправе.

Направление вращения кольца зума у объективов разное (конечно, совпадающее с другими объективами соответствующего производителя). К сожалению, это обычное дело в фотоиндустрии – единого стандарта для направления вращения у разных систем нет.

Плавность вращения кольца зума у тех экземпляров. что были в моём распоряжении, заметно различалось. Кольцо у Olympus’а вращалось хоть и не «шёлково гладко, как по маслу», но всё же достаточно мягко и с предсказуемым усилием. А вот кольцо Panasonic’а оказалось тугим и вращалось с неравномерным усилием. Пожалуй, этот момент оказался наименее приятным из всего моего общения с этими объективами. Здесь же стоит упомянуть, что у обоих моделей имеется фиксатор зума, однако у Olympus он работает в единственном положении, самом широкоугольном, и позволяет зафиксировать объектив с самом компактном состоянии; у Panasonic’а же фиксатор выполнен в виде кольца на оправе, которое поворачиваешь «вправо» для блокировки (по стрелке LOCK) и «влево» для разблокировки зума (по стрелке UNLOCK).  Это кольцо также работало жёстко, а порой у меня возникало чувство, что зум разблокируется не полностью, после чего кольцо зума вращалось ещё более туго. Правда, следует признать, что Olympus был практически новым, а Panasonic, судя по потёртостям, эксплуатировался долго и весьма активно. Вероятно, на это можно сделать скидку.

При зуммировании у обоих объективов передняя линза не поворачивается, ориентация её остаётся неизменной относительно камеры. При фокусировке, опять же, передняя линза не вращается. В целом такая конструкция позволяет без проблем использовать градиентные и поляризационные светофильтры. Диаметр резьбы для их установки – 72 мм у обоих объективов.

Слева у обоих объективов расположены три движковых переключателя. Их набор и порядок следования одинаков.

Первым сверху идёт переключатель диапазона фокусировки. У Panasonic он имеет два положения: полный диапазон от 1.3 метра до бесконечности, либо от 5 метров до бесконечности. У Olympus варианта три: полный диапазон от 1.3 метра до бесконечности (среднее положение), близкая область 1.3–6 метров (дальнее от камеры положение) и область больших расстояний, от 6 метров до бесконечности (ближнее к камере положение). Попутно отметим, что минимальная дистанция фокусировки у объективов одинаковая и составляет 130 см.

Ниже расположен переключатель режима фокусировки AF/MF, а ещё ниже – выключатель системы стабилизации изображения. Со стабилизатором ситуация сложная, требующая пояснений – тем более, если вы не курсе ситуации.

Начнём с того, что все системные камеры Olympus имеют систему стабилизации изображения, встроенную в корпус камеры и работающую на сдвиге матрицы. У такой системы есть безусловное преимущество – любой установленный на камеру объектив, даже стороннего производителя, становится стабилизированным.

Кроме того, в некоторых объективах M.Zuiko Digital последнего времени реализован ещё и стабилизатор на сдвиге линз. Как правило, оба типа стабилизации могут работать одновременно и синхронно, такая система называется Sync IS. Подробнее об этом я рассказывал в обзоре объектива MZD 300/4. Однако в случае объектива MZD 100-400/5-6.3 ситуация особенная. Синхронная стабилизация работает, но в урезанном варианте – полностью работает стабилизатор на сдвиге линз в объектива, а из внутрикамерной «пятиосевой» системы (на сдвиге матрицы) используются только две «оси», или, лучше сказать, степени свободы. То есть, получается лучше, чем просто на сдвиге линз, но хуже, чем при работе полноценной Sync IS.

Похожая ситуация и в беззеркальной системе Panasonic Lumix. Многие объективы (в том числе Leica 100-400/4-6.3) имеют стабилизацию на сдвиге линз, а также многие из камер оснащены внутрикамерной стабилизацией на сдвиге матрицы. Совместная их работа называется Dual I.S.

Однако при установке Leica 100-400 на камеру Olympus E-M1 Mark II, с которой с делал этот обзор, синхронной работой камеры и объектива не получается. Можно включать стабилизацию в экранном меню камеры, а можно – переключателем на объективе. Кстати, последнее имеет приоритет, то есть, если на объективе Power O.I.S. в положении ON, то уже неважно, что выставлено в камере – стабилизатор в объективе будет работать, причём мне понравился, очень эффективно, картинка замирает.

Я пробовал снимать с разными вариантами. Стабилизация работает, конечно, во всех случаях. Эффективность её… количественно оценить трудно. Мне показалось, что лучше всего — Sync IS Olympus (с поддерживающими эту технологию объективами), дальше Power O.I.S. на объективе, и потом уже матричный стаб Olympus, работающий в одиночестве (с несовместимым Leica 100-400). Но вообще всё-то достаточно тонкие материи, на практике решающее значение имеют такие факторы, как сила ветра, усталость и крепость рук, возможность опереться локтями или плечом.

Оба объектива оснащены лапкой для установки на штатив (штативное гнездо, конечно, расположено в месте равновесия системы «камера + объектив»), однако устроена она совершенно по-разному.

Рекомендую эту часть обзора смотреть в видеоверсии, она даёт более наглядное представление.

В случае Olympus лапка является цельной конструкцией с кольцом, которое надевается на оправу объектива и крепится одним винтом. Соответственно, она может полностью сниматься. Три переключателя, о которых мы говорили чуть выше, с кольцом никак не связаны, они расположены на корпусе самого объектива.

У Panasonic система другая. Та конструкция, которая у Olympus цельная, в случае Panasonic’а состоит из двух частей — кольца и собственно лапки. Снять можно только лапку (отвинтив винт), а несъёмное кольцо по сути является частью оправы, и три переключателя размещены на нём.

Каждая из этих реализаций имеет свои плюсы и минусы. Подвижное кольцо Panasonic Leica позволяет легко изменять наклон камеры, уже установленной на штатив. Вы ослабляете верхний винт, и пожалуйста – можно подстроить горизонтальное положение камеры, а можно и развернуть её в полностью вертикальное положение. Подобное можно сделать и в случае Olympus’а – ослабить кольцо и развернуть внутри него объектив с камерой, однако фиксирующий винт расположен менее удобно, да и переключатели уедут из зоны доступности.

Впрочем, у Olympus’а есть свой большой плюс. Во-первых, когда вы ведёте съёмку со штатива, то кольцо зума у Leica расположено сразу над лапкой. Вращать его неудобно! Нужно либо просовывать руку в щель между лапкой и объективом, либо обхватывать кольцо сверху. У Zuiko же кольцо почти полностью выступает за пределы лапки, и доступ к кольцу гораздо более свободный.

Более того. На практике нередко случается (а в моём случае было только так), что вы ведёте съёмку то с рук, то устанавливая камеру на штатив (который носите с собой). Конечно, каждый раз снимать и надевать лапку слишком хлопотно, вы просто оставляете её на объективе. Как я только что рассказывал, лапка мешает вращать кольцо зума. Так вот, на Zuiko лапку можно развернуть вверх (это гораздо быстрее и легче), и тогда она совершенно перестаёт мешать. А вот на Leica так сделать не получится: вместе с поворотом кольца уедут переключатели, а кроме того, поворот ограничен углом в 90 градусов, так что кольцо зума остаётся перекрытым. То есть, для удобной работы с Leica лапку придётся всё же снимать, откручивая винт.

Важнейшая особенность конструкции обоих объективов – наличие всепогодной защиты; прокладок, герметизирующих соединения всех подвижных деталей. С этой точки зрения обе модели позволяют работать на профессиональном уровне.

До сих пор мы говорили о конструктивных и эргономических особенностях объективов. А ведь у них есть важное различие в оптическом плане – Leica имеет более высокую светосилу (F/4.0-6.3), чем Zuiko (F/5.0-6.3). Как видим, в крайнем телеположении светосила их сравнивается, однако на «широкоугольном» краю диапазона светосила Leica на 2/3 экспоступени выше.

Мне довелось посмотреть видеообзор, в котором автор, профессиональный фотограф, рассуждал примерно так: «Действительно, на широком краю Leica более светосильна, однако по мере увеличения фокусного расстояния объективы сравниваются, и дальше практически одинаковы. Поскольку лично я снимаю преимущественно на больших фокусных, мне этот локальный пик на широком угле не важен».

Однако на самом деле ситуация вовсе не такая. Leica сохраняет более высокую светосилу почти на всём диапазоне зума, и лишь к предельному телеположению объективы сравниваются:

Более высокая светосила позволит вам с объективом Leica чуть сильнее размывать фон, а также использовать чуть более короткие выдержки или низкие значения ISO (например, ISO 400 вместо 640) при прочих равных условиях.

Наконец, упомяну телеконвертеры, входящие в фотосистему Olympus. Это MC-14 с кратностью 1.4х и MC-20 с кратностью 2.0х.

Olympus-MC-14-black-www600

С ними диапазон зума объектива MZD 100-400/5.0-6.3 превращается в 280-1120 и 400-1600 экв.мм соответственно.

У Panasonic имеются аналогичные телеконвертеры TC-14 и TC-20, однако объектив Leica 100-400/4-6.3 с ними не совместим. Довольно странно, но тем не менее.

Технические характеристики объективов Olympus M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 IS и Panasonic Leica DG Vario-Elmar 100-400/4-6.3 ASPH. POWER O.I.S.:

Производитель Panasonic Olympus
Модель Leica DG Vario-Elmar 100-400mm f/4-6.3 ASPH. POWER O.I.S. M.Zuiko Digital ED 100-400mm 1:5.0-6.3 IS
Байонет Микро 4/3 Микро 4/3
Фокусное расстояние 100–400 мм 100–400 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте 200–800 экв. мм 20–800 экв. мм
Кратность зума 4x 4x
Элементов 20 элементов в 13 группах, в том числе 2 элемента ED, 1 элемент UED и 1 асферический ED 21 элемент в 15 группах, в том числе 4 элемента ED, 2 элемента HR и 2 элемента Super ED
Угол обзора 12° -3.1° 12° -3.1°
Лепестков диафрагмы 9, скругленных 9, скругленных
Максимальная диафрагма F/4 F/5
Минимальная диафрагма F/22 F/22
Шаг регулировки диафрагмы 1/3 EV (диафрагма задается в камере) 1/3 EV (диафрагма задается в камере)
Диафрагменное кольцо Нет Нет
Шкала расстояний Нет Нет
Управление зумом Ручное, вращением кольца
С выдвижением тубуса
Ручное, вращением кольца
С выдвижением тубуса
Маркировка шкалы зума 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 мм 100, 150, 200, 300 и 400 мм
Диапазон дистанций фокусировки 1.3 м – ∞ 1.3 м – ∞
Ограничитель диапазонов фокусировки 1.3 м – ∞ (полный)
5 м – ∞
1.3 м – 6 м
1.3 м – ∞ (полный)
6 м – ∞
Максимальное увеличение 0.25x (для Микро 4/3) или
0.50х (в экв. формате 35 мм)
0.29x (для Микро 4/3) или
0.57х (в экв. формате 35 мм)
Совместимость с конвертерами Нет Да, Olympus MC-14 (1.4x) и MC-20 (2x)
Переключение AF/MF В камере, либо переключателем на оправе объектива В камере, либо переключателем на оправе объектива
Блокировка зума В любом положении, кольцом На 100 мм, переключатель
Поддержка гибридных систем стабилизации Да,
Panasonic Dual I.S.
Да,
Olympus Sync I.S.
(с ограничениями)
Диаметр резьбы под фильтры 72 мм 72 мм
Бленда Встроенная, складная Байонетное крепление
Защищенное исполнение Да Да
Габариты, диаметр x длина  83 x 172 мм 86 x 206 мм (без бленды)
Вес 985 г (без крепления для штатива) 1120 г (без крепления для штатива)


Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Объективы в работе, тесты разрешения
3. Примеры снимков и выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: