Обзор объектива M.Zuiko Digital 12-45/4 PRO — часть 1 — Введение, конструкция, характеристики

Объектив M.Zuiko Digital ED 12-45mm 1:4.0 PRO относится к старшей линейке оптики M.Zuiko PRO компании Olympus. Объективы линейки PRO обеспечивают высочайшее качество изображения, имеют всепогодное исполнение (защиту от пыли, влаги и мороза от –10°C) и рассчитаны на профессиональное использование совместно с цифровыми камерами стандарта Микро 4/3.

ВНИМАНИЕ!
Помимо текстовой версии, которая у вас перед глазами, существует видеоверсия этого же обзора –
ориентированная на тех, кому удобнее смотреть и слушать, чем читать.

На сегодняшний день в линейке PRO выпускается десять объективов, включая новый MZD 12-45/4. Своеобразная пикантность появления этой модели состоит в том, что у Olympus’а уже очень давно имеется объектив с близкими характеристиками, а именно M.Zuiko Digital ED 12-40/2.8 PRO. Это тоже штатный зум с постоянной на всём диапазоне зуммирования светосилой. Возникает законные вопрос – в чём смысл появления объектива 12-45/4, при наличии 12-40/2.8? Понятно, что диапазон зума у новинки чуть шире, но максимальная светосила вдвое ниже – F/4 против F/2.8, что, очевидно, скажется на стоимости в сторону уменьшения. Однако в чём ещё состоят взаимные плюсы и минусы этих объективов? Неужели различия столь велики, что обосновывают появление новой модели?

Во время тестировании MZD 12-45/4 эти вопросы мы будем постоянно держать в уме. Будем сравнивать и отмечать различия, причём особенное внимание уделим сравнению резкости и разрешения.

Объектив MZD 12-45/4 PRO при установке на камеры системы Микро 4/3 имеет диапазон эквивалентных фокусных расстояний 24-90 мм и обеспечивает постоянную светосилу F/4 на всем диапазоне зума. На линзы объектива нанесено фирменное покрытие ZERO, минимизирующее блики и ореолы.

На следующей иллюстрации объектив MZD 12-45/4 показан вместе с топовой системной камерой Olympus OM-D E-M1 Mark III.

Объектив M.Zuiko Digital ED 12-45/4 PRO установлен на камеру Olympus OM-D E-M1 Mark III

Объектив MZD 12-45/4 – самый миниатюрный в линейке M.Zuiko Digital PRO. Вообще-то, если посмотреть на формальные габаритные параметры, то окажется, что он лишь на полтора сантиметра короче, чем MZD 12-40/2.8, и на 7 миллиметров меньше в диаметре. Однако субъективно новый объектив действительно воспринимается небольшим. Выскажу предположение, что человек воспринимает и сравнивает «размер» объектов не столько по габаритам, сколько по объёму. Если MZD 12-45 короче на 20% и меньше в диаметре на 10%, то объём его уже составит лишь 65% от MZD 12-40 (0.8х0.9х0.9=0.65). Вот нам и кажется, что он существенно меньше, раза в полтора.

Да простят меня сторонники миниатюризации… Честно говоря, мне вообще не кажется, что такое различие имеет хоть какое-либо значение. Принципиально миниатюрный фотоаппарат – это мыльница, которую можно положить в карман. Если же у вас системная беззеркалка с зум-объективом – пара сантиметров в ту или иную сторону мало что значит. А разница в весе? Сто тридцать грамм?.. Не смешите. Вам всё равно понадобится фотосумка ТОГО ЖЕ размера, и в руках связка объектива с камерой будет ощущаться ТАК ЖЕ. Значимой может скорее оказаться разница в восприятии вас со стороны фотограф с «небольшой» камерой воспринимается менее серьёзно и менее навязчиво, что может пойти на пользу при стрит-съёмке.

С таким же успехом мне непонятны нередко встречающиеся рассуждения типа «12-45 идеально походит к E-M5 III, а 12-40 – к E-M1 III». Да ничего подобного! Если бы было так, то объективы типа MZD 40-150/2.8 или MZD 300/4 вообще казались бы несусветными уродами, не подходящими ни к какой камере. Однако снимаем же ими, и в руках соответствующие связки оказываются удобными и воспринимаются по-своему вполне сбалансированными.

Объектив M.Zuiko Digital ED 300/4 IS PRO на камере Olympus OM-D E-M1

Резюмируя – новый объектив MZD 12-45/4 действительно компактнее, чем MZD 12-40/2.8, особенно по субъективному восприятию. Однако разница невелика, и на мой взгляд, практического значения иметь не будет.

Хватит лирики, возвращаемся к знакомству с объективом.

На оправе расположены два кольца – трансфокатора (зума) и ручной фокусировки.

Кольцо трансфокатора достаточное широкое (20 мм), ход у него довольно плавный, хотя всё же ощутимо более «шуршащий пластиком», чем у MZD 12-40, где кольцо вертится, словно подшипник в густой смазке.

На кольце зума нанесены значения фокусного расстояния – 12, 14, 18, 25, 35 и 45. Это абсолютные миллиметры, для получения «эквивалентных пленочных» их нужно умножать на 2.

Зуммирование у объектива MZD 12-45 не внутреннее, то есть, при изменении фокусного расстояния тубус объектива выдвигается; полный ход составляет примерно 19 мм. Для сравнения, у MZD 12-40 — примерно 30 мм. Заметим, что у MZD 12-45 минимальная длина получается в самом широкоугольном положении, а у MZD 12-40 по мере зуммирования тубус двигается туда-сюда, и минимум находится в районе фокусного расстояния 17 мм. Отсюда можно сделать вывод, что конструкция объективов не идентичная, то есть, MZD 12-45 не является просто «пропорционально уменьшенным» клоном MZD 12-40.

Кольцо ручной фокусировки вдвое более узкое (9 мм), чем кольцо зума. Кольцо вращается по бесконечному кругу, и привод электромеханический, то есть, повороты кольца не двигают напрямую линзы объектива, а дают команды фокусировочному мотору. Никакого дискофорта при этом не испытываешь, ручная фокусировка работает очень точно и отзывчиво.

Фокусировка внутренняя, то есть, при вращении кольца передняя линза не поворачивается (кстати, как и при зуммировании). То есть, градиентные и поляризационные светофильтры можно использовать со всеми удобствами.

Особенность многих объективов линейки PRO, которая имеется у MZD 12-40/2.8, однако у 12-45/4 отсутствует — возможность перевода в режим ручной фокусировки путём сдвига фокусировочного кольца  вдоль оси объектива в сторону камеры. Вот так это выглядит в случае MZD 12-40. Открывается шкала дистанций фокусировки, размеченная в метрах и футах.

У MZD 12-45/4 такая возможность отсутствует – вероятно, ради минимизации габаритов, хотя не исключено, что и просто дабы сильнее развести эти модели по функциональности.

Ещё одна особенность линейки PRO, которой нет у 12-45/4 – программируемая кнопка L-Fn. Реализована она, правда, не во всех моделях PRO, однако у 12-40/2.8 имеется:

Функция кнопки L-Fn задаётся в меню камеры – из обширного списка, более 20 вариантов, среди который предпросмотр глубины резкости, фиксация положения автофокуса, возврат точки автофокуса в базовое положение, и так далее. Напоминаю, что у MZD 12-45/4 такой кнопки нет.

Оптическая схема объектива состоит из 12 элементов в 9 группах:

M.Zuiko Digital ED 12-45/4 PRO

Фактически она очень близка к схеме объектива MZD 12-40/2.8, однако у той модели 14 элементов в 9 группах:

Насколько я могу судить по иллюстрациям, которые предоставляет производитель, у MZD 12-45 две пары линз выполнены цельными элементами, вместо склеек в объективе 12-40.

Всепогодное исполнение, с защитой от попадания пыли и влаги внутрь объектива и камеры, встречается и в младшей, не профессиональной линейке оптики M.Zuiko Digital, ну а уж для линейки M.Zuiko Digital PRO оно является непременным атрибутом.

Уплотнительные кольца в объективе MZD 12-45/4 PRO

Защищённое исполнение – одна из важнейших особенностей линейки PRO, поскольку профессиональная техника должна позволять работать в любых погодных условиях.

В комплект поставки объектива MZD 12-45/4 PRO входит бленда. Она пластиковая, с лепестками, внутренняя поверхность рифлёная.

Объектив M.Zuiko Digital ED 12-45/4 PRO на камере Olympus OM-D E-M5 Mark III

На объектив бленда защелкивается с помощью байонетного крепления, а в транспортном положении, для минимизации габаритов, может переворачиваться в сторону камеры. При этом сохраняется почти полный доступ к кольцу зуммирования.

Технические характеристики объектива M.Zuiko Digital 12-45/4 PRO

Производитель Olympus Olympus
Модель M.Zuiko Digital ED 12-40mm 1:2.8 PRO M.Zuiko Digital ED 12-45mm F4.0 PRO
Байонет Микро 4/3 Микро 4/3
Фокусное расстояние 12–40 мм 12–45 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте 24–80 экв. мм 24–90 экв. мм
Кратность зума 3.3x 3.75x
Элементов 14 элементов в 9 группах, в том числе 1 асферический, 2 асферических ED, 1 DSA и 2 ED элемента 12 элементов в 9 группах, в том числе 2 асферических, 2 с высоким коэффициентом преломления, 1 DSA, 1 Super HR и 2 ED элемента
Угол обзора 84–30° 84–27°
Лепестков диафрагмы 7, скругленных 7, скругленных
Максимальная диафрагма F/2.8 F/4
Минимальная диафрагма F/22 F/22
Шаг регулировки диафрагмы 1/3 EV (диафрагма задается в камере) 1/3 EV (диафрагма задается в камере)
Диафрагменное кольцо Нет Нет
Шкала расстояний Есть, в метрах (0.2, 0.5, 1) и футах (1, 2, 5), бесконечность Нет
Управление зумом Ручное, вращением кольца
Внешние габариты объектива не изменяются
Ручное, вращением кольца
Тубус выдвигается
Маркировка шкалы зума 12, 14, 18, 25, 35 и 40 мм 12, 14, 18, 25, 35 и 45 мм
Диапазон дистанций фокусировки 20 см – ∞ 12 см – ∞
Максимальное увеличение 0.30x (для Микро 4/3) или
0.60х (в экв. формате 35 мм)
0.25x (для Микро 4/3) или
0.50х (в экв. формате 35 мм)
Минимальный размер поля 58 x 44 мм 69 x 52 мм
Переключение AF/MF В камере, либо сдвигом кольца ручной фокусировки вдоль оси объектива В камере
Привод кольца MF Электромеханический  / механический Электромеханический
Внутренняя фокусировка Да Да
Диаметр резьбы под фильтры 62 мм 58 мм
Бленда С защелками и кнопками фиксации, модель LH‑66 Обычное байонетное крепление, модель LH‑61G
Защищенное исполнение Да Да
Габариты, диаметр x длина 69.9 x (84–114) мм
(без бленды)
63.4 x (70–89) мм
(без бленды)
Вес 382 г 254 г

Габаритные размеры указаны без крышек и без бленды. Длина –от плоскости байонета, не считая хвостовик, то есть, выступающая из камеры часть объектива.

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, работа с объективом
3. Боке, размытие, лучи вокруг фонарей
4. Резкость и разрешение
5. Примеры снимков
6. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: