Обзор объектива M.Zuiko Digital 12-45/4 PRO — часть 3 — Боке, размытие, лучи вокруг фонарей

Размытие вне зоны резкости, которое формирует объектив MZD 12-45, в большинстве случаев не сильное:

f=27 мм (54 экв.мм), F/4. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Конечно, открытая диафрагма создаёт некий объём в кадре, однако собор Петра и Павла на заднем плане остаётся полностью читаемым.

Даже «максимально размывающая пара» (предельное телеположение и полностью раскрытая диафрагма) не слишком сильно отделяет объект от фона:

f=45 мм (90 экв.мм), F/4. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Раз уж мы фактически завели речь о портрете – вот типичный пример размытия фона в исполнении 12-45/4:

f=42 мм (90 экв.мм), F/4. По клику — полный файл (3888х5184 px).

Для сравнение – каким получается портрет (и размытие фона) с объективом MZD 75/1.8 (который можно считать специализированным портретником):

Объектив MZD 75/1.8, f=75 мм (150 экв.мм), F/2.2. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Мне пришлось отойти дальше, чтобы обеспечить сходную компоновку кадра и масштаб лица, поэтому ракурс (и расположение листьев на фоне) изменилось. Но в целом представление о разнице в размытии фона эта пара снимков даёт.

А вот сравнение степени размытия фона при съёмке объективами MZD 12-40 (на диафрагме F/2.8) и MZD 12-45 (на диафрагме F/4). Здесь фокусное расстояние f=34 мм (68 экв.мм):

Если изображение остаётся неподвижным –
включите воспроизведение GIF-анимации в браузере

Конечно, по мере приближения главного объекта степень размытия заднего плана увеличивается.

f=32 мм (64 экв.мм), F/4. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Максимально сильно фон размоется, если в кадре будет небольшой объект, расположенный недалеко, фокусное расстояние максимально, а диафрагма открыта. Например, что-то типа такого:

f=45 мм (90 экв.мм), F/4. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Как таковой характер боке мне нравится. Мягкое, приятное размытие.

Что касается возможности управления глубиной резкости – сравним два кадра, сделанных при F/4 и F/11.

f=33 мм (66 экв.мм), F/4. По клику — крупнее (1600х1200 px).
f=33 мм (66 экв.мм), F/11. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Диафрагменное число F/11 – формально не максимальное, однако это рекомендуемый мною максимум для тех случаев, когда хотите остаться в области бескомпромиссно высокого разрешения. Если же приоритеты стоят другие (получить широкую ГРИП, либо звёздочки с лучами, до которых совсем скоро доберёмся) – то можно, конечно, закрывать диафрагму и сильнее.

Переходим от светосилы с точки зрения глубины резкости к съёмке при недостатке освещения. В этом смысле новый 12-45, конечно, не рекордсмен. У обоих объективов 12-40 и 12-45 светосила постоянна на всём диапазоне зума, причем у 12-40 она вдвое выше – F/2.8 против F/4, то есть, при прочих равных условиях 12-40 позволяет использовать вдвое более короткую выдержку (уменьшая риск смазывания изображения), либо вдвое более низкое значение ISO (уменьшая шум изображения).

Это реальность, от которой никуда не деться, и в некоторых ситуациях различие может оказаться значимым. Тем не менее, на практике, когда я ходил по вечернему и ночному городу – посмотрите, уже сгущаются сумерки, а уличные огни ещё не зажигаются. Оставаясь на минимальном ISO200, я спокойно снимаю с рук при выдержках, например, 1/3 секунды, даже не задумываясь о смазе – настолько эффективно работает система стабилизации изображения в камерах Olympus.

f=13 мм (26 экв.мм), F/5.6, 1/3, ISO200. По клику — крупнее (1600х1200 px).

Заметьте, что я даже не открываю диафрагму полностью – наоборот, прикрываю до F/5.6, чтобы получить более длинные треки от огней автомобилей и большую глубину резкости.

На следующем снимке – тем более, здесь диафрагма F/8 и выдержка 1/2″.

f=13 мм (26 экв.мм), F/8, 1/2, ISO200. По клику — полный файл (5184х3888 px).

Боке на ночных огнях

Теперь давайте посмотрим вечерний сюжет с яркими источниками света. Фокусировка выполнена на близко расположенном объекте – фигурке клоуна (высотой порядка 10 см), закреплённой в опоре рекламного щита.

Сначала широкий угол, f=17 мм (34 экв.мм).

Сравниваем объективы MZD 12-40/2.8 и 12-45/4 при разных значениях диафрагмы. Верстка сайта уменьшает иллюстрацию вдвое; кликните её, чтобы посмотреть в попиксельном масштабе 1:1.

По клику — крупнее (в масштабе 1:1).

Широкий угол, конечно, не способствует сильному размытию фона, однако круги света, хоть и не большие, получаются вполне симпатичными.

Обращаю внимание, как по мере прикрытия диафрагмы всё явственнее проявляются звёзды вокруг источников света. Чтобы заостриться на этом моменте, перевожу фокус вдаль. По-прежнему f=17 мм (34 экв.мм):

По клику — крупнее (масштаб 1:1).

На самых «рабочих» в смысле формирования звёзд значениях диафрагмы (F/11-F/16) объектив 12-45/4 мне нравится больше. Его звёздочки чуть меньше, однако лучи прорисованы заметно чётче. Кстати, их 14 штук, в соответствии с семью лепестками диафрагмы.

Более сильное размытие фона (и круги света большего диаметра) получаем при f=40 мм (80 экв.мм).

Сначала фокус вблизи, на фигурке клоуна. Сравниваем два объектива:

Световые пятна очень качественные. Равномерное заполнение (пожалуй, у 12-45 чуть лучше, чем у 12-40), минимальная окантовка, минимальное отклонение формы от круга в углах кадра. Отличное боке, хоть круги и не очень крупные.

Переводим фокус вдаль, чтобы рассмотреть звёздочки. По-прежнему f=40 мм (80 экв.мм):

Звёздочки мельче, чем на широком угле. Хорошие чёткие лучи, примерно равные у обоих объективов. Оптимальная диафрагма F/16.

В целом – объектив MZD 12-45/4 PRO прекрасно подходит для городских пейзажей, если вы хотите получать качественные звёздочки в кадре, а изменение диафрагмы позволяет внятно контролировать их размер.

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, работа с объективом
3. Боке, размытие, лучи вокруг фонарей
4. Резкость и разрешение
5. Примеры снимков
6. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: