Обзор объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO — часть 1 — Введение, конструкция, характеристики

Рассказом о M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO я начинаю большую серию обзоров объективов M.Zuiko Digital. На всякий случай напомню, что Zuiko – один из брендов компании Olympus, а M.Zuiko Digital – это название линейки оптики для беззеркальных цифровых камер стандарта Микро 4/3. По большей части к таким камерам относятся фотоаппараты Olympus PEN и OM-D, Panasonic LUMIX G, а также видеокамеры Blackmagic, плюс эпизодически появляющиеся модели других производителей.

MZD-40-150-left-handle

С одной стороны, может показаться странным, что тестирование оптики Olympus мы начинаем именно с MZD 40-150/2.8. Трудно представить, что у кого-то этот объектив окажется первым в системе, а тем более единственным. Логичнее было бы начать со штатных зумов 14-42 или 12-40, не так ли? Однако 40-150/2.8 – определенно один из первых кандидатов на расширение системы для тех, у кого штатный зум уже имеется (то есть, почти для всех). Кроме того, забегая вперед, скажем, что это совершенно шикарный объектив, один из лучших в системе, так что почему бы и не начать с него, а до штатных зумов мы еще тоже доберемся.

Итак, M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO – телезум-объектив с постоянной светосилой F/2.8, предназначенный для установки на беззеркальные камеры. Это объектив топового уровня, пригодный для профессионального использования. Он имеет всепогодное исполнение (то есть, защиту от пыли и брызг; погружать его под кран с водой, как делают в некоторых роликах на Ютьюбе, все же не стоит). Рабочий диапазон, указанный производителем, начинается от –10°C («обычная» фототехника официально сертифицируется только от 0°C).

На линзы MZD 40-150/2.8 нанесено фирменное покрытие ZERO, минимизирующее отражения. Для самых любопытных приведу оптическую схему объектива:

MZD-40-150-optical-scheme

Диапазон фокусных расстояний объектива MZD 40-150/2.8 в «35-миллиметровом эквиваленте» соответствует 80-300 экв.мм. Кратность зума составляет 3.75х, и это больше, чем у многих аналогов этого класса из других систем. Чаще кратность зума находится в районе 3х, или даже меньше.

Для фотолюбителей, снимающих на смартфоны, объектив 40-150/2.8 может показаться большим и тяжелым, однако с чуть более серьезной точки зрения, а также в сравнении с близкими объективами других систем, таковым он никак не является. Профессиональный объектив с параметрами 70-200/2.8 для полнокадровой зеркальной камеры весит вдвое больше, а соизмеримые по весу объективы типа 70-200/4-5.6 имеют существенно меньшую светосилу.

Честно говоря, лично меня вообще не напрягают килограмм или полтора на шее даже после нескольких часов работы. Телевик и должен быть слегка массивным, это придает дополнительную стабильность. 

На следующей иллюстрации объектив MZD 40-150/2.8 показан установленным на флагманскую системную камеру Olympus OM-D E-M1.

MZD-40-150-E-M1-HLD-7-front-34 

Корпус объектива выполнен из комбинации металла и пластика, все выглядит очень прочным и качественным. Кольцо трансфокатора широкое, около трех с половиной сантиметров, и имеет резиновое рифление. Ход мягкий и плавный.

MZD-40-150-OM-D-E-M1-black-top

Объектив M.Zuiko Digital 40-150/2.8 имеет внутреннюю фокусировку, а также внутренне зуммирование. То есть, при вращении колец всё происходит внутри – ни передняя линза не поворачивается, ни габариты объектива не изменяются. Такая конструкция позволяет без проблем использовать градиентные и поляризационные светофильтры, а также наилучшим образом сказывается на надежности всепогодной защиты.

На кольце трансфокатора нанесены значения фокусного расстояния – 40, 50, 70, 100 и 150. Это абсолютные миллиметры, для получения «эквивалентных пленочных» их нужно умножать на 2.

Кольцо ручной фокусировки вдвое более узкое, чем кольцо зума – около полутора сантиметров. Включить ручную фокусировку можно тремя способами. Во-первых, выбрать в камере режим MF. В этом случае работает электромеханический привод кольца фокусировки. Работает очень четко и отзывчиво.

Второй вариант – включить в камере режим S-AF+MF. В этом случае после срабатывания автофокуса можно произвести ручную подстройку кольцом (опять же, с электромеханическим приводом).

Наконец, самый симпатичный вариант – перевод объектива в механический режим. Это делается сдвигом кольца фокусировки вдоль оси объектива в сторону камеры, миллиметра на три. При этом открывается шкала дистанций фокусировки (в метрах и футах) – не слишком подробная, и без отметок ГРИПа, но тем не менее.

MZD-40-150-distance-scale

Называю вариант симпатичным, поскольку он очень быстрый и удобный – щелк, включил ручной фокус, щелк – вернулся к автоматическому. Не надо ни убирать руку от объектива, ни тем более лезть в меню. Ручная фокусировка работает прекрасно – и по тактильному ощущению, и по точности наведения (особенно если в камере включен фокус-пикинг, цветное оконтуривание объектов, попадающих в зону резкости). На границах диапазона (70 см и бесконечность) кольцо фокусировки упирается в ограничитель (а не вращается по бесконечному кругу, как при электромеханическом управлении).

MZD-40-150-OM-D-E-M1-black-leftНа оправе объектива слева, как раз под большим пальцем, если вы держите его обычным образом – снизу, положа на ладонь – в небольшом углублении расположена кнопка L-Fn.

MZD-40-150-L-Fn

Она программируемая. По умолчанию на нее назначена функция «АФ стоп» – временное отключение автофокуса, фиксация его на том положении, в котором он был до последующих нажатий на кнопку спуска затвора (экспозамер при этом продолжает работать). Однако в меню камеры кнопку L-Fn можно запрограммировать на другие функции. Наиболее полезными мне показались предпросмотр глубины резкости и возврат точки автофокуса в базовое положение, а всего доступно около 25 вариантов.

У объектива M.Zuiko Digital 40-150/2.8 PRO нет стабилизатора изображения, однако все камеры Olympus, «родные» для него, имеют стабилизатор, работающий на сдвиге матрицы. Для владельцев же камер Panasonic отсутствие стабилизатора в объективе может оказаться определенным ограничением.

В комплект поставки MZD 40-150/2.8 входит бленда, причем уникальной конструкции. Обычные бленды могут устанавливаться на объектив двумя способами – в рабочее положение, лепестками (или тубусом) вперед, либо в перевернутое транспортное положение – в сторону камеры, что минимизирует габариты. У бленды же объектива MZD 40-150/2.8 перевернутого положения нет! То есть, полностью снять ее можно (см. снимки выше на странице). Однако будучи установленной на объектив, она своим тубусом всегда направлена вперед.

MZD-40-150-hood-1

Для перевода бленды в транспортное положение нужно сделать легкое вращательное усилие, при этом освобождается фиксатор, и бленду можно просто сдвинуть в сторону камеры (ход при этом, кстати, легкий и четкий). Габариты всей конструкции получаются минимальными, как и в случае установки перевернутой бленды, однако здесь перевод из одного состояния в другое происходит мгновенно. Не нужно снимать бленду, переворачивать, снова устанавливать совмещая лепестки байонета. Отличная идея.

MZD-40-150-hood-2

Бленда пластмассовая – заостряю на это внимание лишь потому, что у некоторых других объективов системы Микро 4/3 (например, 12/2 или 75/1.8) она металлическая. Видимо, здесь решили не переутяжелять конструкцию.

В комплект объектива входит лапка для установки на штатив. Она имеет простое крепление одним винтом, может полностью сниматься.

Упомяну еще фирменный телеконвертер MC-14, который продается отдельно, а также входит в один из вариантов комплектации объектива 40-150/2.8. Он имеет кратность 1.4х, с ним диапазон зума объектива 40-150/2.8 превращается в 112-420 экв.мм. Возможности попробовать  MC-14 в работе у меня не было, однако по отзывам, картинка и с ним остается прекрасной.

Olympus-MC-14-black-www600

Технические характеристики объектива M.Zuiko Digital 40-150/2.8 PRO

Производитель Olympus
Модель M.Zuiko Digital ED 40-150mm 1:2.8 PTO
Байонет Микро 4/3
Диапазон фокусных расстояний (зума) 40-150 мм
Диапазон в 35-мм эквиваленте 80-300 экв. мм
Кратность зума 3.75x
Элементов 16 элементов в 10 группах, в том числе 3 элемента ED и 1 элемент Super ED
Угол зрения 30° — 8.2°
Лепестков диафрагмы 9, скругленных
Максимальная диафрагма f/2.8
Минимальная диафрагма f/22
Шаг регулировки диафрагмы 1/3 EV (диафрагма задается в камере)
Диафрагменное кольцо Нет
Шкала расстояний Есть, в метрах (0.7, 1, 2, 10) и футах (3, 5, 10), бесконечность
Управление зумом Ручное, вращением кольца
Внешние габариты объектива не изменяются
Маркировка шкалы зума 40, 50, 70, 100 и 150 мм
Диапазон дистанций фокусировки 70 см –(при любом фокусном расстоянии)
Максимальное увеличение 0.21x (для Микро 4/3) или
0.42х (в экв. формате 35 мм)
Переключение AF/MF Сдвигом кольца ручной фокусировки вдоль оси
Привод кольца MF Электромеханический  / механический
Внутренняя фокусировка Да
Диаметр резьбы под фильтры 72 мм
Защищенное исполнение Да
Габариты, диаметр x длина 79.4 x 160 мм
Вес 760 г (без крепления для штатива)
880 г (с креплением для штатива)

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, автофокус
3. Боке, геометрия
4. Резкость и разрешение, хроматические аберрации
5. Примеры снимков
6. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: