Обзор M.Zuiko Digital 40-150/2.8 — часть 4 — Резкость и разрешение, хроматические аберрации

Посмотрим разрешение объектива M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO – как в студийных условиях, так и при обычной уличной съемке.

Тест разрешения выполняем с использованием специальной тестовой мишени. Размер области для формата кадра 4:3 составляет около 53х40 см. Баланс белого по образцу, экспокоррекция +2/3EV. Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее будут приведены в увеличенном масштабе.

MZD-40-150@XX-Reso-general-265

Двузначные числа на последующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линии на всю высоту кадра.

Теоретический максимум разрешения, который способна обеспечить камера, равняется количеству пикселей в ее матрице по короткой (вертикальной) стороне. В камере Olympus OM-D E-M5 Mark II, которая использовалась при написании этого обзора, установлена матрица разрешения 4608х3456 точек, так что это значение составляет 3456. На практике значение получается меньше – свой вклад вносит и неидеальность объектива, и шумы матрицы, и другие факторы.

Тестирования объективов, установленных на камеру OM-D E-M5 II, имеет уникальную особенность. Дело в том, что матрица этой камеры может смещаться относительно своего нейтрального, «нулевого», положения. Эта особенность используется и в других камерах Olympus PEN и OM-D для стабилизации изображения, однако в модели OM-D E-M5 II с ее помощью реализован режим Hi-Res, позволяющий получать снимки высокого разрешения 40 Мп. В этом режиме камера последовательно делает восемь быстрых снимков, каждый раз сдвигая 16-мегапиксельную матрицу на небольшую величину, а далее эти снимки программно складываются в результирующий 40-мегапиксельный файл.

Подробнее о режиме Hi-Res 40 Мп в моем обзоре Olympus OM-D E-M5 II.

Таким образом, мы можем посмотреть работу объективов как в разрешении 16 Мп («родном» для самого E-M5 II и других аппаратов системы Микро 4/3 с матрицей 16 Мп – не только бренда Olympus, но и Panasonic), так и в разрешении 40 Мп, избыточно высоком и недостижимом для подавляющего большинства ныне существующих беззеркальных камер. Это позволит оценить, с каким запасом по разрешению выполнены объективы M.Zuiko Digital.

Итак, тестовые снимки с объективом M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO, героем этого обзора, мы будем делать на трех фокусных расстояниях из разных частей диапазона – 40 мм (80 экв.мм), 67 мм (134 экв.мм) и 142 мм (284 экв.мм), при разных значениях диафрагмы.

Приведенные фрагменты имеют размер по ширине 600 px. Соответственно, обратите внимание, что на вашем мониторе (будь то десктопный компьютер, смартфон или планшет) они должны отображаться в несжатом размере, дабы обеспечивался попиксельный масштаб 1:1.

Фокусное расстояние f=40 мм (f=80 экв.мм), разрешение 16 Мп:

MZD-40-150@40-Reso-16Mp-V

Фрагменты тех же снимков с горизонтальным расположением линий растра:

MZD-40-150@40-Reso-16Mp-H

А теперь в режиме высокого разрешения Hi-Res 40 Мп:

MZD-40-150@40-Reso-40Mp-V

Далее, фокусное расстояние f=67 мм (f=134 экв.мм), 16 Мп:

MZD-40-150@67-Reso-16Mp-V

Горизонтальные линии растра:

MZD-40-150@67-Reso-16Mp-H

То же фокусное f=67 мм (134 экв.мм), режим Hi-Res 40 Мп:

MZD-40-150@67-Reso-40Mp-V

Наконец, фокусное расстояние f=142 мм (f=284 экв.мм), 16 Мп:

MZD-40-150@142-Reso-16Mp-V

Горизонтальные линии:

MZD-40-150@142-Reso-16Mp-H

Фокусное f=142 мм (284 экв.мм), режим Hi-Res 40 Мп:

MZD-40-150@142-Reso-40Mp-V

Результаты этого теста разрешения вы можете сравнить с другими комбинациями «камера+объектив» (я проводил аналогичные испытания в рамках обзоров на сайте Onfoto.Ru), а также с результатами тестирования объективов в обзорах на этом сайте.

Объектив M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO показывает прекрасные результаты по резкости и разрешению. На коротком конце даже не надо прикрывать диафрагму, картинка очень резкая уже с самой открытой F/2.8, особенно в центре кадра (прикрытие диафрагмы подтягивает резкость и на краях). В середине диапазона фокусных расстояний обеспечивается великолепная равномерность резкости по полю кадра, начиная с открытой диафрагмы. На максимальных фокусных расстояниях резкость в целом чуть снижается, а пик детализации находится в районе F/5.6 — F/8.

Во всех случаях можно смело использовать диафрагмы вплоть до F/11, при F/16 снижение резкости становится заметным, а при F/22 – существенным.

Ну и, конечно, беспрецедентные показатели по разрешению получаются в режиме Hi-Res 40 Мп. Восторги по этому поводу я уже высказывал в обзоре камеры Olympus OM-D E-M5 II, хотя нужно помнить несколько важных «НО» об этом режиме – он реализован лишь в одной (пока) модели Olympus, он требует установки камеры на штатив, а также он не подходит для съемки движущихся объектов. В то же время различная архитектура,  пейзажи (без сильного ветра), натюрморты – это жанры, в которых Hi-Res дает потрясающие результаты.

Несколько примеров, сделанных в режиме Hi-Res, приведено на странице Примеры снимков. Мы же возвращаемся к традиционным 16 Мп. По клику – полный кадр (10 МБ):

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
f=80 экв.мм, F/5.6

Еще один пример:

MZD-40-150-Reso-Street-1-0557-general
f=80 экв.мм, F/7.1

Красными рамками отмечены фрагменты, которые далее приведены в попиксельном масштабе 1:1.

MZD-40-150-Reso-Street-1-0557-600

А вот фрагмент того снимка, который вынесен в шапку этой страницы (по клику – полный файл 10 МБ):

MZD-40-150-Reso-Street-2553-crop-1-600x600

Для тех, кому неудобно загружать 10 МБ, приведу еще один фрагмент того же кадра (сейчас вы видите кроп в масштабе 50%, а по клику – тот же фрагмент, но при 100%).

MZD-40-150-Reso-Street-2553-crop-2-1200x600

На странице Примеры снимков вы можете скачать полные файлы – там подобраны снимки с различными сочетаниями фокусного расстояния и диафрагмы.

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации (паразитные окрашивания на резких границах контрастных объектов – например, веток на фоне неба) у объектива M.Zuiko Digital ED 40-150mm F/2.8 PRO практически отсутствуют. Прекрасный результат.

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, автофокус
3. Боке, геометрия
4. Резкость и разрешение, хроматические аберрации
5. Примеры снимков
6. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: