Обзор M.Zuiko Digital ED 45mm F/1.2 PRO — часть 4 — Резкость и разрешение

Отчасти о разрешении объектива M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO мы уже говорили на предыдущих страницах, а сейчас выполним формальные тесты.

Тест в студийных условиях проводим с использованием специальной тестовой мишени. Размер области для формата кадра 4:3 составляет около 53х40 см. Баланс белого по образцу, экспокоррекция +2/3EV. Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее будут приведены в увеличенном масштабе.

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

Двузначные числа на последующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линий на всю высоту кадра.

Теоретический максимум разрешения, который способна обеспечить камера, равняется количеству пикселей в ее матрице по короткой (вертикальной) стороне. В камере Olympus OM-D E-M1 Mark II, которая использовалась при написании этого обзора, установлена матрица разрешения 5184х3888 точек, так что это значение составляет 3888. На практике всегда получается несколько меньше – свой вклад вносит и неидеальность оптики, и шумы матрицы, и другие факторы.

Приведенные далее фрагменты имеют размер по ширине 600 px. Именно при отображении в таком размере на вашем дисплее (будь то десктопный компьютер, смартфон или планшет) они будут отображаться в неизменённом попиксельном масштабе 1:1.

Итак, объектив M.Zuiko Digital 45/1.2, фокусное расстояние – единственно возможное f=45 мм (90 экв.мм), камера Olympus E-M1 Mark II с матрицей разрешения 20 Мп:

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

Фрагменты тех же снимков с горизонтальным расположением линий растра:

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

В некоторых камерах Olympus, в том числе и в E-M1 Mark II, реализован режим высокого разрешения Hi-Res. В этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив.  В случае E-M1 Mark II получается снимок 50 Мп (8160x6120px).

Из опыта общения с другими объективами M.Zuiko Digital мы уже знаем, что они выполнены с большим запасом по разрешению относительно «штатных» для нынешних камер Olympus матриц 16 и 20 Мп. Это раскрывается в режиме Hi-Res.

Объектив MZD 45/1.2 с камерой E-M1 II в режиме Hi-Res 50 Мп:

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot - Hi-Res Mode 50 Mp

Результаты этого теста разрешения вы можете сравнить с другими комбинациями «камера+объектив» (я проводил аналогичные испытания в рамках обзоров на сайте Onfoto.Ru), а также с результатами тестирования объективов в обзорах на этом сайте.

Теперь посмотрим, как отработает объектив M.Zuiko Digital 45/1.2 на уличных снимках – при разных значениях диафрагмы, ближе к центру кадра и в самом углу. С сожалением приходится оговориться, что все те дни, пока объектив был у меня на тесте, в Петербурге стояла беспробудно пасмурная погода. Поэтому контраст на следующих снимках несколько снижен, что субъективно может восприниматься как понижение детализации. Так что на самом деле более показательны результаты студийного теста, приведённые выше.

Приведенные далее фрагменты имеют размер по ширине 800 px. Именно при отображении в таком размере на вашем устройстве они будут видны в попиксельном масштабе 1:1.

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test shot

Наверное, многим будет интересно, что получится, если напрямую столкнуть объектив MZD 45/1.2 PRO, героя этого обзора, с бюджетным портретником MZD 45/1.8. Я провёл некоторые тесты, сначала приведу избранные результаты, а потом расскажу свои общие впечатления.

Сравниваем с помощью таблицы разрешение двух объективах на трёх значениях диафрагмы —  F/1.8 (максимальное раскрытие для MZD 45/1.8), F/4 (область максимальной резкости для обоих объективов) и F/11 (начало снижения резкости из-за дифракции).

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm 1:1.2 PRO - resolution test vs. MZD 45/1.8

Красными полосками на иллюстрации отмечены участки, где разница в детализации наиболее наглядна.

Объектив MZD 45/1.2 PRO обеспечивает более высокую детализацию, чем 45/1.8. Наиболее это заметно на самом важном для портретных объективов участке диапазона – на открытых диафрагмах. MZD 45/1.2 существенно лучше при F/1.8, и, более того, он даже лучше на F/1.2, чем объектив 45/1.8 на F/1.8. То есть, полностью открытая диафрагма для 45/1.2 – совершенно не «компромиссная» зона ради сильного размытия (как это бывает весьма часто у светосильных объективов), а самая что ни на есть рабочая, резкая.

По мере прикрытия диафрагмы объективы выравниваются. В районе F/2.8–F/8 они выглядят почти одинаково, что можно считать комплиментом объективу MZD 45/1.8 – здесь он очень хорош.

Ширина диапазона, выраженная в количестве ступеней диафрагмы, у обоих объективов одинакова. Просто этот диапазон в случае MZD 45/1.2 сдвинут в область меньших значений. На один стоп на открытой диафрагме (F/1.2 против F/1.8), и так же на противоположном краю диапазона (F/16 против F/22). Так что и снижение резкости, вызванное дифракцией световых лучей на небольшом отверстии, начинается у 45/1.2 несколько раньше (а предельное значение – F/16 и F/22 соответственно – я бы в обоих случаях рекомендовал использовать только в случае необходимости; например, для получения более выраженных лучей от фонарей и фар при ночной съемке). Тем не менее, на диафрагме F/11 объектив 45/1.2 (см. выше) обеспечивает более высокую резкость, чем 45/1.8.

Конечно, я сравнивал разрешение двух объективов и в режиме Hi-Res 50 Мп с помощью своего стандартного натюрморта:

Как уже говорилось, в области наибольшей детализации (середина диапазона диафрагменных чисел) объективы дают очень близкую картинку…

Если изображение остаётся неподвижным,
включите воспроизведение GIF-анимации в вашем браузере
и/или перезагрузите страницу.

…хотя на следующем фрагменте 45/1.2 всё же выигрывает. Ну что тут скажешь, он однозначно лучше по этому параметру.

Кстати, эти анимации обращают внимание на небольшой нюанс– объектив 45/1.8 даёт чуть меньший угол зрения (имеет чуть большее фокусное расстояние), чем 45/1.2.

Также мне показалось, что 45/1.8 несколько больше «дышит» (угол зрения меняется в зависимости от расстояния до объекта фокусировки), а у 45/1.2 этот эффект не выражен. Хотя признаюсь, что пристального внимания я этому моменту не уделял.

В качестве вывода – объектив M.Zuiko Digital ED 45/1.2 PRO обеспечивает высокую детализацию изображения, начиная с самой открытой диафрагмы. Получая максимальное размытие и мягкое боке, мы практически не жертвуем детализацией объектов, находящихся в фокусе. Снижение резкости к углам кадра имеет место, однако оно несущественно и уж тем более некритично с учётом портретного предназначения объектива.

В середине диапазона диафрагм (примерно F/2.8–F/8) резкость максимальная и равномерна по всему полю кадра. В районе F/11 наблюдается небольшое снижение резкости, предельное значение F/16 лучше не использовать без необходимости.

Если вкратце сравнить 45/1.2 с 45/1.8 с точки зрения детализации, то я бы (в шутку и условно!) сказал так: 45/1.2 в два раза лучше, чем 45/1.8, в полном диапазоне диафрагм; в три раза лучше на пограничном F/1.8; и в четыре раза лучше на F/1.2, где 45/1.8 попросту не может составить конкуренцию. Средневзвешенно (и опять же условно!) получается, что 45/1.2 лучше раза в три 🙂 зато 45/1.8 дешевле вчетверо. Вывод о том, что предпочтительнее, каждый делает сам, я своё личное мнение выскажу на странице Выводы.

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Впечатления, боке, снимки
3. Макро и АФ, снова про боке и размытие
4. Резкость и разрешение, сравнение с MZD 45/1.8
5. Примеры снимков
6. Выводы

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: