Обзор M.Zuiko Digital 100-400/5-6.3 — часть 4 — Резкость и разрешение

Смотрим разрешение объектива M.Zuiko Digital ED 100-400mm F/5.0-6.3 IS.

Сначала выполняем тест в студийных условиях, с использованием специальной тестовой мишени. Размер области для формата кадра 4:3 составляет около 53х40 см. Баланс белого по образцу, экспокоррекция +1EV. Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее будут приведены в увеличенном масштабе.

Двузначные числа на последующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линии на всю высоту кадра.

Теоретический максимум разрешения, который способна обеспечить камера, равняется количеству пикселей в ее матрице по короткой (вертикальной) стороне. В камере Olympus OM-D E-M1 Mark II, которая использовалась при написании этого обзора, установлена матрица разрешения 5184х3888 точек, так что это значение составляет 3888. На практике значение получается меньше – свой вклад вносит и неидеальность объектива, и шумы матрицы, и другие факторы.

Снимки мишени мне удалось сделать на трех фокусных расстояниях из разных частей диапазона – 100 мм (200 экв.мм), 150 мм (300 экв.мм) и 236 мм (472 экв.мм), при разных значениях диафрагмы. Дойти до максимальных 400 мм (800 экв.мм) не удалось – банально не хватило размеров помещения. Впрочем, разрешение мы всё равно посмотрим – чуть дальше, на уличных снимках.

Приведенные далее фрагменты имеют размер по ширине 800 px. Убедитесь, что на вашем мониторе (будь то десктопный компьютер, смартфон или планшет) они отображаются именно в таком разрешении, не сжатые и не увеличенные, дабы обеспечивался попиксельный масштаб 1:1.

Фокусное расстояние f=100 мм (f=200 экв.мм), разрешение 20 Мп:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Фрагменты тех же снимков с горизонтальным расположением линий растра:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Далее, фокусное расстояние f=150 мм (f=300 экв.мм):

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Горизонтальные линии растра:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Фокусное расстояние f=236 мм (f=472 экв.мм):

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Горизонтальные линии:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Результаты этого теста разрешения вы можете сравнить с другими комбинациями «камера+объектив» (я проводил аналогичные испытания в рамках обзоров на сайте Onfoto.Ru), а также с результатами тестирования объективов в обзорах на этом сайте.

Во многих камерах Olympus реализован режим высокого разрешения High-Res. Камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив.  В случае E-M1 Mark II, с которым я делал этот тест, получается снимок 50 Мп (8160x6120px).

В режиме High-Res нельзя использовать диафрагменные числа больше, чем F/8. Это ограничение сознательно введено разработчиками, чтобы не допускать снижение качество изображения вследствие дифракции на небольших отверстиях. С другой стороны, у объектива MZD 100-400 на большей части диапазона зума светосила не превышает F/5.6. Получается, что диапазон изменения диафрагмы для большинства фокусных расстояний – недостаточно широк, чтобы проводить сравнение такого типа, как на вышеприведённых иллюстрациях (разные диафрагмы на одном фокусном расстоянии). Больше смысла в сравнении картинки при единой диафрагме, но на разных фокусных расстояниях.

Режим Hi-Res 50 Мп на 100, 150 и 236 мм, при диафрагме F/8:

Выводы сформулируем чуть позже, сначала посмотрим, как объектив MZD 100-400/5.0-6.3 отработает на улице.

Фокусное расстояние f=100 мм (f=200 экв.мм). Полный кадр  (рамками выделены фрагменты, которые далее будут показаны в масштабе 1:1):

Далее — четыре кропа в масштабе 1:1.

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Движемся дальше. Фокусное расстояние f= 200 мм (400 экв.мм). Полный кадр:

И фрагмент при разных значениях диафрагмы:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Остаёмся на том же фокусном расстоянии f=200 мм (400 экв.мм). Меняем характер объекта — с геометрически чётких кирпичей на тонкие ветки деревьев:

Фрагмент:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Наконец, предельное телеположение f=400 мм (800 экв.мм). Та же пара объектов. Полный кадр:

Фрагмент:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

То же фокусное расстояние f=400 мм (800 экв.мм). Полный кадр:

И фрагмент:

M.Zuiko Digital ED 100-400/5.0-6.3 - resolution test shot

Помню, в своё время меня приятно удивила картинка, которое выдаёт бюджетный зум-телевик M.Zuiko Digital 75-300 II (см. мой обзор). Относительно недорогой объектив обеспечивает очень приличное разрешение.

Однако MZD 100-400/5.0-6.3 заметно его превосходит. Более того, он способен посоревноваться с MZD 40-150 из старшей линейки M.Zuiko Digital PRO, что особенно впечатляет с учётом  перекрываемого им диапазона фокусных расстояний – в 2.5 раза более «далёкого», чем у 40-150.

Особенно хороша детализация на «широкоугольном» краю диапазона, если так можно назвать фокусные расстояния 200-300 экв.мм. Здесь хорошо всё – и резкость, и контраст, и равномерность по всему полю кадра, и  широта диапазона рабочих диафрагм (резкость высока от самой открытой диафрагмы F/5 и до примерно F/11, при том что и F/16 вполне рабочее).

По мере роста фокусного расстояния постепенно сужается область диафрагм, где детализация высока. Одновременно пик резкости сдвигается в область более прикрытых диафрагм. В качестве ориентира можно сказать, что при f=100 мм (200 экв.мм) резкость высокая от F/5.0 до F/11, а пик находится в районе F/5.6-F/8; при f=200 мм (400 экв.мм) пик расположен в районе F/8; при f=400 мм (800 экв.мм) заметно выделяется резкостью диафрагма F/11, это значение можно считать оптимальным (на F/8 и F/16 резкость уже заметно снижается).

Отметим, что детализация остаётся равномерной по полю кадра всём диапазоне зума. Существенного снижения к углам не наблюдается.

На странице Примеры снимков вы можете скачать полные файлы – там подобраны снимки с различными сочетаниями фокусного расстояния и диафрагмы.

Содержание обзора

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, объектив в работе
3. Боке, ХА, лучики от фонарей, виньетирование
4. Резкость и разрешение
5. Примеры снимков
6. Выводы

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: