Обзор Olympus OM-D E-M1 Mark II – часть 3 – Меню, функции и режимы

Экранный интерфейс Olympus OM-D E-M1 Mark II в целом такой же, как у всех других камер OM-D. Однако определенные  отличия и нововведения отметить можно.

pa285999-acr

Появились тонкие красные полоски, отмечающие границы кадра. Работают, конечно, при любом выбранном соотношении сторон кадра (4:3, 16:9, 3:2, 1:1 или 3:4). Очень удобно при недостатке освещения, сильно облегчает кадрирование. Выбранный режим зоны автофокуса отмечен красными уголками (при срабатывании АФ зона, конечно, отмечается зеленым прямоугольником).

В левом верхнем углу отображается оставшийся процент заряда аккумулятора. По идее, полезная вещь, хотя поначалу неуклонное (пусть и не быстрое) уменьшение этого числа немного нервирует.

В правом нижнем углу указано не только количество кадров и время видеозаписи, которые поместятся на свободное место карт памяти, но и на какую из карт (ведь их теперь две) запись будет производиться.

Пиктограмма режимов цвета (вторая сверху в правом столбике) изменилась. Вместо кисточки теперь изображена, видимо, палитра. Забавно, что она почти точно повторяет соответствующую пиктограмму, которая используется в камерах Canon.

pa286000-acr

Неизменными остались живая гистограмма и индикаторы уровня. В отличие от многих других производителей, у Olympus они расположены на краях кадра (а не в центре) и не перекрывают снимаемую сцену.

pa286001-acr

Конечно, сохранилась возможность быстрого доступа ко многим важным параметрам через Панель управления (Super Control Panel). Напомню, что одним диском (задним), либо клавишами навипада, можно передвигаться по панели, а другим диском (передним) – сразу изменять активный параметр.

pa286116-acr
Скриншот камеры E-M1 Mark II

Для сравнения приведу вид Панели управления камеры Olympus PEN-F.

p2176563-acr-400
Скриншот камеры PEN-F

Панель E-M1 II стала более насыщенной – в первую очередь, за счет наличия двух слотов для карт памяти. Пиктограмма шестеренки в правом нижнем углу дает быстрый доступ к программированию кнопок, а сразу над ней – переход к функции Управления светами и тенями, которая позволяет легко и наглядно настраивать форму кривой тоновой передачи, изменяя положение трех характерных точек (соответствующих теням, средним тонам и светлым участкам).

pa286109-acr

Функция Управления светами и тенями – одна из так называемых «Мульти-функций», быстрый доступ к которым дает нажатие кнопки Fn2 с одновременным поворотом заднего диска.

pa286110-acr

Вообще, камеры Olympus предоставляют широчайшие возможности управления изображением, чтобы сразу на выходе из камеры получался готовый снимок, не требующий дальнейшей обработки.

pa286111-acr

Функция «Создание цвета» (Color Creator) позволяет оперативно изменять цветовую атмосферу снимка, а Художественные фильтры (ART Filters) – это алгоритмы процессорной обработки, радикальным образом изменяющие вид снимков.

pa286112-acr

Постоянные читатели знают, что я делал серию видеороликов, посвященных продвинутым функциям беззеркальных камер Olympus. В частности, о функциях «Управление светами и тенями» и «Создание цвета» (Color Creator), а также о Художественных фильтрах (Art Filters) рассказывает следующий видеоролик (в E-M1 Mark II они работают аналогично):

Внутрикамерное меню E-M1 Mark II претерпело довольно сильные изменения по сравнению с типичным для всех камер Olympus последнего времени. Первое, что бросается в глаза – меню стало черно-белым.

pa286002-acr

Исчез переливчатый синий фон, исчезли фоновые изображения фотоаппаратов. Все стало более строгим. Шрифт крупнее и лучше читается, хотя количество строк на экране (семь) осталось прежним. Заметим сразу же, что пиктограмм в самом левом столбике стало шесть вместо пяти — видеосъемка теперь выделена в отдельный раздел.

pa286009-acr

Со страницы Меню съемки 1 исчез пункт Установить карту (удалить все снимки или полностью отформатировать карту). Признаться, мне всегда казалось немного странным что этот пункт сделан в меню первым, словно форматирование – это самое часто выполняемое действие. Теперь он ушел в последний раздел меню, в Настройки.

Нижний пункт на странице Меню съемки 1 посвящен режимам затвора. В частности, здесь задаются параметры при съемке Таймлапсов (которые теперь переведены и именуются Замедленной съемкой).

pa286010-acr

Съемка таймлапсов известна также как цейтраферная съемка, покадровая съемка, автоматическая съемка с фиксированным интервалом или просто интервальная съемка. Камера автоматические делает большое количество кадров через заданный интервал времени, которые затем можно склеить в единый видеоролик — либо прямо в камере, либо во внешнем редакторе. При воспроизведении с нормальной частотой кадров движение объектов получится сильно ускоренным.

Желающие изучить вопрос съемки таймлапсов подробнее, могут посмотреть ролик. В E-M1 Mark II съемка таймлапсов ведется точно так же.

На странице Меню съемки 2 продолжаются пункты с быстрым доступом к специфическим режимам съемки.

pa286003-acr

Камера E-M1 Mark II может делать брекетинг-серии по нескольким различным параметрам – по экспозиции, балансу белого, по экспозиции со вспышкой, по чувствительности. Можно делать серию снимков с художественной обработкой (ART BKT), причем самостоятельно задавать, какие из Арт-фильтров будут включены в эту серию.

pa286004-acr

Интересный тип брекетинга, появившийся относительно недавно – Focus Bracketing («Брекетинг по фокусу»). В этом режиме камера быстро делает снимки, последовательно сдвигая плоскость фокусировки от кадра к кадру, как бы пробегая по объекту в объеме. Это позволяет уже после съемки выбрать кадр, оптимальный с точки зрения фокусировки, либо совместить кадры в один, сформировав изображение с необычно большой глубиной резкости.

pa286005-acr

А при включении функции «Наложение фокуса» (Focus Stacking) такое совмещение кадров делается автоматически внутри камеры. Эта функция реализована в некоторых моделях Olympus и работает с определенными объективами. Видеоролик рассказывает о функциях Брекетинга по фокусу и Наложения фокуса подробнее:

Olympus E-M1 Mark II позволяет делать мультиэкспозицию (совмещать в одном снимке две последовательно выполненных кадра), также вести HDR-съемку с расширенным динамическим диапазоном, где задаются варианты количества кадров в серии (до семи) и ширины эксповилки (до 3 экспоступеней).

pa286006-acr

Функция «Коррекция трапецеидальных искажений и управление перспективой» (Keystone correction) позволяет управлять геометрией кадра во время съемки – исправлять схождение вертикалей, изменять перспективу – и получать откорректированный снимок сразу на выходе из камеры.

pa286007-acr

В OM-D E-M1 Mark II эта функция работает аналогично другим камерам Olympus.

pa286108-acr

Подробнее об управлении перспективой:

Режим высокого разрешения Супер-HD (или Hi-Res в англоязычном варианте) впервые появился в модели Olympus E-M5 Mark II. В этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив.  В результате 16-мегапиксельная матрица E-M5 Mark II позволяет получить снимок в разрешении 40 Мп.

Позднее режим Супер-HD был реализован в камере Olympus PEN-F, а вот теперь и в E-M1 Mark II. В этих двух моделях использована матрица разрешения 20 Мп, и в режиме Супер-HD получается кадр 50 Мп (8160x6120px).

pa286008-acr

Любопытно, что в E-M1 Mark II реализовано даже два варианта режима Супер-HD – с разрешением 50 Мп и 25 Мп. В обоих случаях к файлу JPEG можно добавить и файл формата RAW.

Ограничения, присущие режиму Супер-HD, сохранились и в E-M1 II. Съемку можно вести только со штатива, только так обеспечивается корректная склейка восьми исходных кадров в единое целое. Значение чувствительности не может превышать ISO 1600, а диафрагменного числа – F/8. Такими ограничениями разработчики гарантировали бескомпромиссно высокое качество снимков в режиме Супер-HD.

Самый обширный раздел внутрикамерного меню – Пользовательское меню (пиктограмма шестерёнки).

pa286015-acr

В Е-М1 Mark II изменилась и структура пользовательского меню, и его дизайн. Исчезло цветовое кодирование подразделов меню (А-В-C-D и т.п.) – теперь, как уже говорилось, всё меню черно-белое (кроме маркера активного пункта). Кроме того, не нужно погружаться в подразделы А-В-С, чтобы внутри них перелистывать страницы – теперь все страницы, которые ранее были вложенными, вынесены на верхний уровень, и мы сразу видим их обозначения — А1, А2, А3 и так далее. Одновременно сразу же видим и текущую установку данного пункта или параметра (в столбике справа). Для более наглядного сравнения приведу скриншот камеры PEN-F (он типичен и для других моделей Olympus):

p2186615-acr-400
Скриншот камеры Olympus PEN-F

Мне показалось, что от цветового кодирования отказались зря (на мой взгляд, меню вовсе не получалось от этого пестрым или несерьезным, а цвет помогал понимать, где именно вы сейчас находитесь). Однако новая структура в целом явно более наглядна. Кроме того, функции сгруппированы в соответствии с простыми мнемоническими правилами. Подраздел меню А полностью посвящен различным аспектам Автофокусировки (а также ручному фокусу РФ). В подразделе B настраиваются кнопки (Buttons) и диски. Подраздел С – это непрерывная (Continuous) съемка, а также стабилизация. Аналогично потом идут Display, Exposition, Flash. Дальше уже не столь однозначно. Подраздел G соответствует Цвету и Балансу белого? Ну… допустим, Grading.

Камеры Olympus традиционно обеспечивают широчайшие возможности в плане конфигурирования камеры и настройки ее работы под ваши предпочтения. Порой это затрагивает даже самые незначительные, казалось бы, мелочи. Например, пункт «Индикация зоны автофокуса» определяет, что будет выводиться на экран в момент полунажатия кнопки спуска и срабатывания автофокуса — либо зеленая рамка (рамки) на короткие мгновения, либо та же рамка останется на экране, пока вы удерживаете кнопку полунажатой, либо ничего.

pa286018-acr

В подразделе В программируются органы управления камерой, кнопки и диски.

pa286025-acr

Практически все кнопки программируются, в том числе две кнопки на передней панели, что справа от объектива.

pa286026-acr

Более того, кнопки, которые размещены на батарейной рукоятке (это дополнительный аксессуар), могут не просто дублировать функциональность кнопок на камере. Их можно запрограммировать независимо, и тогда вы получите другой вариант интерфейса, когда ведете съемку с батарейной рукояткой в вертикальной ориентации камеры (например, снимаете портреты в студии). Соответствующие пункты меню помечены префиксом «B» (очевидно, от «Battery»), либо аббревиатурой «PBH» (это клавиши навипада на батарейной рукоятке – да, там есть и свой навипад! а не только пара функциональных кнопок).

pa286027-acr

В подразделе пользовательского меню С размещены настройки серийной съемки (о которой поговорим подробнее на отдельной странице обзора), а также системы стабилизации изображения.

pa286043-acr

Вообще, стабилизатор – одна из самых сильных сторон камер Olympus. Всегда был хорош, а в таких моделях, как E-M5 II и PEN-F, достиг и вовсе потрясающего уровня. Стабилизация называется «пятиосевой» – имеется в виду, что сдвиг матрицы компенсирует пять типов вибраций корпуса камеры. Три соответствуют вращению вокруг трех координатных осей трехмерного пространства, а еще две – это сдвиг влево/вправо и вверх/вниз. Подробнее о системе стабилизации Olympus – в видеоролике:

В E-M1 Mark II система стабилизации стала еще более совершенной, её эффективность достигает 5.5 экспоступеней.

Подраздел меню D посвящен настройкам дисплея и связи камеры со внешними устройствами по кабелю и Wi-Fi:

pa286044-acr pa286046-acr pa286047-acr pa286048-acr pa286049-acr pa286050-acr

Olympus E-M1 Mark II, как и другие камеры Olympus, позволяют выбрать один из четырех уровней шумоподавления на снимках. По умолчанию включен вариант Стандарт, а еще есть Выключено, Слабо и Сильно. Какое это оказывает влияние на изображение – посмотрим на отдельной странице обзора.

pa286051-acr

В камерах Olympus есть группа режимов, позволяющих при съемке с длинными выдержками наблюдать прямо на экране, как постепенно формируется изображение. Особенно полезен режим Live Composite, или «Комбинированная съемка».

pa286113-acr

В этом режиме камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Можно ждать, пока сформируется нужное изображение, или самому рисовать его – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Подробнее о режимах Live BULB, Live TIME и Live COMPOSITE рассказывает видеоролик:

Подраздел меню F посвящен настройкам вспышки.

pa286054-acr

Встроенной вспышки у E-M1 Mark II нет (это типично для камер высокого уровня), однако в комплекте идет компактная внешняя вспышка FL-LM3. Ну и, конечно, имеется разъем «горячий башмак» для установки внешней вспышки.

olympus-om-d-e-m1-ii-fl-900r-800

На этой иллюстрации показана вспышка Olympus FL-900R, новая старшая модель, выпущенная одновременно с E-M1 Mark II и дополняющая его функциональность профессионального уровня.

Подраздел G, посвященный Цвету и Пикселям, невелик.

pa286055-acr

Здесь я в очередной раз, как и с каждой новой камерой Olympus, удивляюсь, что среди четырех вариантов используемых форматов файлов JPEG (размер и степень сжатия) по умолчанию НЕ включено максимальное качество SF. Дело вкуса, конечно, для снимающих исключительно в формате RAW это и вовсе не имеет значения, но я все же традиционно рекомендую включить вариант L-SF. Или хотя бы задуматься о такой возможности.

pa286056-acr

Поскольку E-M1 Mark II – первая камера Olympus с двумя слотами (или, как говорится в Руководстве пользователя, «гнёздами») для карт памяти, соответствующий этому новшеству пункт меню «Настройки гнезда карты», наверное, вызывает особенный интерес.

pa286057-acr

Первый пункт определяет, куда будут записываться сделанные фотоснимки.

pa286058-acr

Вариантов несколько. Я просто приведу скриншоты – это будет проще и нагляднее, чем рассказывать своими словами.

pa286059-acr pa286060-acr pa286061-acr pa286062-acr

Мне очень нравится возможность записывать одинаковую информацию синхронно на обе карточки. На мой скромный взгляд, её должны оценить фотографы, снимающие Особо Важные События или Таких Же Персон.

pa286063-acr pa286064-acr

Абсолютно разумной выглядит и идея разнести фото и видео на разные слоты. При этом стоит учитывать, что слот 1 может работать в высокоскоростном стандарте UHS-II, а слот 2 – обычный UHS-I. Для одних пользователей важнее, чтобы сделанные снимки быстрее сливались из буфера на карту, а другие снимают видео с высоким битрейтом. Разумеется, это имеет значение, если используются карты памяти, поддерживающие сверхвысокие скорости шины UHS-II.

pa286066-acr pa286067-acr

Любопытное новшество – возможность задавать «время нажатия и удержания».

pa286072-acr

Мы знаем, что в очень многих случаях для выполнения той или иной функции нужно «нажать и немного удержать нажатой» определенную кнопку. E-M1 Mark II позволяет задать, насколько долгим должно быть это нажатие – подобно тому, например, как в Windows можно задать время задержки перед началом автоповтора.

pa286073-acr pa286075-acr pa286076-acr

В подразделе J2 имеется пункт «Настройки батареи».

pa286078-acr

Вообще-то, настроек как таковых там особенно и нет – вы можете задать, который из аккумуляторов будет использоваться первым – тот, что в батарейной рукоятке, или тот, что в камере, и не более того. А вот второй пункт – «Состояние батареи» – служит приятным напоминанием о том, что в новый аккумулятор BLH-1 сделал возможным вывод на дисплей камеры информации об оставшемся проценте заряда. Кстати, забавно – на всех предыдущих скриншотах этой страницы указано 100%, а как раз на следующем мы видим 99%.

pa286079-acr

Во вкладке «Состояние батареи» указывается серийный номер аккумулятора, оставшийся заряд в процентах и количество снимков. В первый раз я увидел здесь что-то типа 48% и 320 снимков, и подумал, что это прогноз количества оставшихся снимков, однако пара «99% и 1» всё проясняет – здесь указывается количество сделанных снимков.

pa286080-acr

Кстати, индикация текущего процента аккумулятора мне показалась полезной не только при съемке, но и в процессе зарядки. Допустим, вы очень торопитесь, а аккумулятор стоит на зарядном устройстве. Можно вынуть его, поставить в камеру и увидеть – ага, он уже заряжен на 95%, мне этого хватит, побегу! – и более не ждать.

В режиме просмотра изменений не произошло. По крайней мере, в его дизайне и в экранах отображения информации.

pa286083-acr

По-прежнему можно выводить чистый снимок, с наложением минимальной информации, подробной информации, гистограмму, мерцание пересветов и глубоких теней, а также сравнивать снимки.

pa286084-acr

Однако пара моментов улучшилось радикальным образом. Во-первых, скорость перелистывания снимков – теперь при удерживании клавиш навипада Влево и Вправо снимки на экране просто летают. А кроме того, мне очень понравилось, что из просмотра снимков в увеличенном масштабе вернуться к полному кадру (масштабу 1х) можно простым нажатием кнопки ОК. Удивительно, но в других камерах Olympus этой возможности нет.

Содержание обзора:

1. Введение, особенности, технические характеристики
2. Дизайн, интерфейс, органы управления
3. Меню, функции и режимы
4. Система фокусировки
5. Серийная съемка и Pro Capture
6. Стабилизатор, видеосъемка
7. Разрешение — при 20 и 50 Мп, сравнение с E-M1 и PEN-F
8. Шумы, шумоподавление, сравнение с PEN-F
9. Примеры снимков
10. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: