Обзор Olympus OM-D E-M1 Mark II – часть 4 – Система фокусировки

В Olympus OM-D E-M1 Mark II использована новая 20-мегапиксельная матрица со встроенными датчиками фазовой детекции. Соответственно, система автофокусировки – гибридного типа, сочетающая в себе плюсы автофокуса контрастного и фазового типов.

В системе автофокуса выделена 121 зона, или «точка». Каждая из этих точек – крестовая, то есть датчики фазовой детекции располагаются на матрице в виде двух полосок – вертикальной и горизонтальной.

pa286085-acr

В целом область фокусировки у E-M1 Mark II покрывает несколько большую площадь кадра, чем у Е-М1. Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение GiF-анимации в вашем браузере.

pa300003-04-ani-400

Из этой анимации также видно, что у Е-М1 (и других камер Olympus) для выбора зоны фокусировки нужно нажать клавишу INFO. В новом E-M1 Mark II этого делать не нужно, диски управления активны сразу.

pa286086-acr

Передним диском изменяем тип зоны – включены либо все 121 точки, либо одна, либо крест из 5 точек, либо квадрат 3х3.

pa286087-acr

pa286088-acr

Выбранную фигуру (одна точка, крест или квадрат) можно перемещать четырьмя клавишами навипада. По крайней мере, так сделано по умолчанию, а в меню эту логику можно изменять.

pa286020-acr pa286021-acr pa286022-acr

Если квадрат или крест доходят до края (или угла) кадра, они соответствующим образом редуцируются, количество используемых точек сокращается.

pa286091-acr

Выбранная конфигурация обозначается в режиме съемке тонкими красными уголками (см. ниже – выбран крест), а при срабатывании автофокуса обводится зеленой рамкой.

pa286092-acr

Задний диск управления переключает режимы работы функции распознавания лиц. Она может быть выключена (OFF, иллюстрация внизу), включена (возле «колобка» не стоит никаких букв, тогда распознается лицо), включена в режим «iR» или «iL» (тогда камера находит не только лицо, но и положение глаз, фокусируясь на правом или левом глазу соответственно), либо в режим «i» (интеллектуальное распознавание).

pa286090-acr

В режиме «i» камера на только распознает лицо (белая рамка) но и находит глаз, расположенный ближе к камере (зелена рамка), и фокусируется на нём.

pa286117-acr-2

Режимы фокусировки у E-M1 II возможны следующие: однокадровый автофокус S-AF, непрерывный автофокус C-AF, ручная фокусировка MF, однокадровый автофокус с возможность «докрутить» положение вручную S-AF+MF, непрерывный с трекингом (слежением за объектом) C-AF+TR. Появился новый режим: «Предустановленный ручной фокус» или PreMF.

pa286017-acr

Режим PreMF по сути является ручным, то есть автофокус в нем отключается. Вы можете задать расстояние фокусировки – двумя способами.

pa286023-acr

Либо через внутрикамерное меню – непосредственно в метрах.

pa286024-acr

Либо прямо на экране камеры во время съемки. Происходит это следующим образом. Вы выбираете в экранном меню Режимы фокусировки, в нем пункт PreMF.

pb010020-acr

Дальше, нажав кнопку INFO, попадаете в экран «Задать расстояние для РФ».

Здесь можно либо покрутить фокусировочное кольцо на объективе, либо полунажать кнопку спуска затвора, кратковременно активизировав автофокусировку. В обоих случаях Предустановленное расстояние обновится до нового значения. Таким образом его можно обновлять сколько угодно раз, пока вы остаетесь в режиме PreMF.

Для чего это можно использовать? Например, если вы снимаете авторалли, стоя возле трассы. Можно «задать расстояние для РФ» – один раз сфокусировавшись на трамплина, на котором машины эффектно подлетают, и сохранить его в PreMF. Дальше можете вести съемку в других ракурсах и в других режимах (типа C-AF+TR), а затем «вернуться к трамплину» – просто перейдя в режим PreMF, фокус уже будет заранее выставлен туда, куда нужно, не придется его перенастраивать заново.

Наверняка режим PreMF пригодится для предметной съемки. С его помощью можно и просто измерять расстояние до объектов – быстрее и проще, чем рулеткой.

Небольшое наблюдение о работе одиночного автофокуса со всеми точками. У меня большой опыт общения с камерой OM-D E-M5 Mark II, где, как и в большинстве камер Olympus, система автофокуса – контрастная. И когда я включаю режим S-AF со всеми активными точками, то не чувствую полной уверенности, где именно сработает автофокус камеры. Особенно это касается ситуаций, когда в кадре два относительно крупных и близких объекта (например, разговаривают два человека). Камера иногда фокусируется на них (что хорошо), а иногда предпочитает центр кадра, и тогда фокус уходит на фон (что нехорошо). Конечно, альтернативой является одноточечный режим, или квадрат 3х3 – контроля получается больше, но оперативности меньше. Я даже спрашивал об этом г-на Сетсуя Катаока, одного из ведущих разработчиков камер Olympus – каков алгоритм работы АФ со всеми точками, какую именно зону предпочитает камера?

pa300154-800x600

Так вот, у меня сложилось впечатление, что у E-M1 Mark II работа АФ в режиме «всех 121 точек» стала существенно более внятной и предсказуемой (и даже чем у Е-М1 с гибридным АФ). В ситуации описанной выше (два крупных объекта вблизи) она без проблем фокусируется на них, слава богу.

Если же по центру появляется объект, явно отделяющийся от фона (как на следующей иллюстрации), камера переходит на него, «не настаивая» на сохранении фокуса на близких объектах. В данной ситуации это как раз то, что я и хотел от нее увидеть!

pa300157-800x600

Если же далекий центральный объект на самом деле мне не интересен, достаточно чуть качнуть камерой в сторону – и она с готовностью перефокусируется на ближних объектах.

pa300156-800x600

Вероятно, объяснение моё получилось несколько сумбурным, однако на практике поведение камеры получается интуитивно понятным, а управление автофокусом – легким и эффективным. Наконец-то мы с камерой прекрасно понимаем друг друга.

У E-M1 Mark II появилась интереснейшая и полезная настройка – чувствительности следящего автофокуса. Она находится в подразделе внутрикамерного меню А1 и называется, немного контринтуитивно, «Блокировка непрерывного АФ» (Lock C-AF).

pb010014-acr

Этот параметр определяет, насколько быстро система АФ будет реагировать на изменение ситуации. Допустим, вы снимаете некий объект, и вдруг в кадре на переднем плане появился другой. Нужно ли камере проигнорировать этого другого (низкая чувствительность), или наоборот, поскорее перефокусироваться на него (высокая чувствительность).

По умолчанию «Блокировка» установлена в нулевое положение, но можно подстроить ее по шкале из пяти значений. Плюсовые значения соответствуют «слабой блокировке» (loose lock), то есть высокой чувствительности. Отрицательные значения – «высокая блокировка» (tight lock), или низкая чувствительность.

pb010015-acr

Понятно, что по мере приобретения опыта каждый настроит этот параметр по своему усмотрению. А на первых порах можно использовать следующие ориентировочные рекомендации.

Если объекты по большей части движутся к камере или от неё – ставим значения в плюс. Максимум +2, если движения хаотические (дети, мелкие животные, спорт). Значение +1, если скорость движения меняется медленно (бег по дистанции, автомобили).

Если объекты движутся влево/вправо от камеры – можно использовать отрицательные величины. Значение –1, если в кадре мало других объектов, помимо вашего основного (пролетает птица). Значение –2, если в кадре могут появляться ненужные вам объекты (футбол, когда вы следите за конкретным игроком).

Еще одна новая функция E-M1 Mark II – «Ограничитель АФ». Включается в подразделе А1 внутрикамерного меню.

pb010017-acr

В полном диапазоне расстояний фокусировки (от минимума до бесконечности) вы можете выделить три «поддиапазона»…

pb010018-acr

…задав для каждого из них две границы — «от» и «до». Допустим, снимаете банкет, и можете задать диапазон от 10 см до 20 метров.

pb010019-acr

Очевидно, эта мера призвана ускорить фокусировку, минимизируя время наведения на резкость, особенно в сложных для автофокуса условиях (недостаток освещенности). Признаться, я не успел попробовать, насколько это будет эффективно на практике, однако могу заметить, что без всяких дополнительных мер автофокус у E-M1 Mark II очень цепкий и в полумраке работает заметно лучше предыдущих моделей.

Разговор о системе фокусировки продолжится на следующей странице, посвященной серийной съемке и новому режиму Pro Capture.

Содержание обзора:

1. Введение, особенности, технические характеристики
2. Дизайн, интерфейс, органы управления
3. Меню, функции и режимы
4. Система фокусировки
5. Серийная съемка и Pro Capture
6. Стабилизатор, видеосъемка
7. Разрешение — при 20 и 50 Мп, сравнение с E-M1 и PEN-F
8. Шумы, шумоподавление, сравнение с PEN-F
9. Примеры снимков
10. Выводы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: