Обзор Olympus OM-D E-M1 Mark II – часть 5 – Серийная съемка, скорострельность, Pro Capture

Olympus E-M1 Mark II может вести серийную съемку как с механическим, так и с электронным затвором. В обоих вариантах реализована исключительно высокая скорострельность. Механический затвор позволяет снимать до 15 кадров в секунду, а электронный – аж до 60 полноразмерных кадров в секунду.

В камере используется понятие «быстрой» серийной съемки H и «медленной» серийной съемки L. Логика их функционирования следующая.

pa286028-acr

Если включена «быстрая» съемка H, то камера игнорирует установленный режим автофокуса (S-AF, C-AF и т.п). Автофокус фиксируется по первому кадру, равно как и экспозамер. Камера всеми силами стремится вести съемку максимально быстро.

pa286029-acr

Что означает это «максимально быстро», вы можете решать самостоятельно. Как для режима H, так и для режима L, заранее задаются три «максимальных» скорости – для механического затвора, для электронного (пиктограмма дополнена сердечком) и для режима ProCap.

Здесь (и в других местах меню) термин fps (кадры в секунду) ошибочно переведен на русский как «кадр/мин». Имеется в виду, конечно, «кадр/с».

pa286030-acr

Для быстрой «механической съемки» максимально быстрый вариант – 15 кадр/с. Однако вы можете задать и меньшее значение.

pa286031-acr

Кроме того, можно включить ограничение количества кадра в серии. Например, если задано 25 кадров, как на иллюстрации, то при скорости 15 кадр/с камера будет снимать серию в течение 1.66 секунды, затем остановится.

pa286032-acr

Для «быстрой электронной» съемки максимальное значение скорострельности составляет 60 кадр/с.

pa286033-acr

Ограничение количества кадров можно задавать до 99, или же вовсе выключить эту опцию.

pa286034-acr

Если включена «медленная» серийная съемка L, то камера начинает обращать внимание на установленный режим фокусировки (причем включается не только следящий автофокус C-AF, но и следящий с трекингом C-AF+TR).

Для «медленной» серийной съемки L, как и для «быстрой» H, также задаются свои максимальные скорости. При механическом затворе – от 1 до 10 кадров в секунду, при электронном – от 1 до 10, 15 или 18 кадр/с.

Возможность вести серийную съемку с работающим автофокусом на скорости до 18 кадров в секунду (да еще и с трекингом, и в формате RAW) – впечатляющая характеристика и одна из самых сильных сторон камеры E-M1 Mark II.

В реальности максимальная скорость будет зависеть от различных факторов и может снижаться. Если низкая освещенность сцены диктует относительно длительную выдержку, то потребуется время на экспозицию каждого кадра. Если диафрагма не полностью открыта, то она будет зажиматься на каждый кадр, тихонько механически щелкая – чем больше дифрагменное число, тем сильнее снижается скорострельность. Тем не менее, в моих тестах камера показывала скорость в этом режиме на уровне 11-13 кадр/с, и я считаю, что это уже потрясающе.

Съемка в пасмурную погоду (поэтому ISO 1600), выдержка 1/400 с. Объектив MZD 75/1.8, диафрагма F/2. Режим «медленной» серийной съемки L с электронным затвором, режим автофокуса C-AF+TR. Получилось около 12 кадр/с.

e-m1-ii-speed-18fps-0044-0066-ani-600x450

Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение GIF-анимации в вашем браузере

Я сознательно поставил широко открытую диафрагму – и чтобы выдержка была покороче, и чтобы небольшая ГРИП сделала работу автофокуса более наглядной. На анимированной иллюстрации (сверху) видно, как собака остается в фокусе, а фон плавно размывается всё сильнее. А вот с глубиной резкости я перестарался – камера честно (и отлично!) отследила движение собаки, однако резкость попала не на морду, а в район ошейника и волос на скулах (по клику – картинка 1200x1600px).

pa300066-crop-half-1200x1600

Следующая серия сделана с прикрытой до F/3.2 диафрагмой. Дабы минимизировать смаз (и остаться на выдержке 1/500), пришлось поднять ISO до 3200.

e-m1-ii-speed-18fps-0069-0077-ani-540x720

Опять же, автофокус отработал отлично, ну и расширенная глубина резкости для портрета такого типа подходит больше. Однако ISO 3200 все же высоковато, если мы хотим проработки каждой волосинки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В общем, получение высокой детализации изображения динамичного объекта в пасмурный день – отдельная задача, ну а автофокус, который мы тестировали, показал себя отлично.

Еще одна серия снимков сделана в более светлую погоду (хотя это и не очевидно из иллюстраций), здесь ISO 400 и выдержка 1/1600 с. Тот же объектив MZD 75/1.8, диафрагма F/2.

e-m1-ii-speed-18fps-0373-0397-ani-400x300

Следящий автофокус с трекингом легко цеплялся за номерной знак автомобиля, все без исключения снимки получились четкими. Я сделал не одну серию, и всегда с неизменным успехом. Конечно, скорость автомобиля здесь не такая, как на ралли или кольцевых гонках, однако это всё же скоростное маневрирование, финал первенства России по автомногоборью! 🙂

e-m1-ii-speed-18fps-0373-0397-ani-800x7524

Кстати, я попробовал поснимать эти автомобили объективом старшей системы Zuiko Digital 40-150/3.5-4.5 (первой версии). Не могу сказать что он работает идеально; первые пара кадров серии обычно уходили на то, чтобы «найти фокус», но дальше объектив хорошо следил за объектом. На одиночных кадрах автофокус иногда срабатывал «с подъездом», со второй итерации, но это именно что иногда. В большинстве же случаев фокус совершенно нормальный, достаточно быстрый и уверенный. Мне кажется, с камерой E-M1 Mark II прекрасные объективы «старой» зеркальной линейки могут обрести полноценную вторую жизнь. Будет интересно послушать впечатления владельцев других объективов Zuiko Digital – о том, как они работают с E-M1 Mark II.

ЗАМЕРЫ СКОРОСТРЕЛЬНОСТИ

Количество кадров в секунду – это, конечно, важнейший параметр скорострельности камеры, но каков при этом размер буфера? И как будет вести себя камера после того, как буфер заполнится?

Снова тестирую серийную съемку, на этот раз снимаю экран смартфона с секундомером. Использую карту памяти UHS-II SanDisk Pro с паспортной скоростью записи 250 МБ/с, установленную в первом слоте камеры (с поддержкой UHS-II).

Объектив MZD 12-40/2.8, диафрагма полностью открыта, F/2.8. Чувствительность ставлю побольше – ISO 800, чтобы получить короткую выдержку (1/1000 секунды). В целом экспопараметры вполне соответствуют реальным репортажным условиям.

Секундомер на смартфоне, использованный в тесте скорострельности

Не буду грузить вас сотнями (или тысячами?..) полученных скриншотов, а приведу результаты в численном виде.

Серийная H, электронный затвор (60 кадр/с), формат RAW. Скорость точнейшим образом соответствует заявленным 60 кадрам в секунду. Длина серии до замедления получилась равной 48 кадрам со скоростью 60 кадр/с (то есть, съемка заняла ровно 0.8 сек), далее скорость снизилась до 6 кадр/с, последующее сохранение серии на карту памяти заняло около 9 секунд.

Здесь и далее размер файлов RAW равнялся 18 МБ, файлов JPEG (L-SF) — 9 МБ.

Серийная H, электронный затвор (60 кадр/с), формат JPEG. Точно так же 48 кадров были сделаны со скоростью 60 кадр/с, далее замедление до 9 кадр/с (что само по себе, очень неслабо!), последущее сохранение заняло около 6 секунд.

Поясню методику чуть подробнее.

Я запускал съемку, а после снижения скорострельности не отпускал кнопку и продолжал съемку столько времени, чтобы суммарно получилось 10 секунд съемки. Соответственно, длина серии получалась разной. Во всех случаях никаких вторичных снижений скорости не наблюдалось, то есть, после первичного быстрого заполнения буфера съемка дальше идет с постоянной скоростью.

Пока идет сохранение на карту памяти, можно продолжать съемку или изменять параметры в меню камеры (кроме режима затвора, где как раз и выбрана серийная съемка). Нельзя также включить просмотр.

Покажу на примере, как выглядит определение момента снижения скорости съемки.

В приложении секундомера, которое я использовал, отображаются не только десятые доли секунды, а имеется стрелка, которая делает полный оборот за одну секунду. Причем обновляется она с достаточно большой частотой. Я попробовал несколько секундомеров, где формально указываются сотые доли секунды в численном виде, однако покадровая съемка показала, что они отчасти имитируют быстрый бег цифр, а в реальности проскакивают через несколько значений и для точных замеров их использовать нельзя. Псевдоаналоговая стрелка получается и более наглядной, и точной.

e-m1-ii-speed-250mbps-400x1780

Приведен фрагмент серии (как раз той, о которой шла речь чуть выше – серийная H, электронный затвор (60 кадр/с), формат JPEG). Видно, что кадры с ….40 до 48 делаются с высокой скоростью (стрелка еле движется), а далее начинает делать более крупные скачки (кадры 49, 50 и последующие). Разница между временем, указанном на 48-кадре и на 1-м, позволяет определить скорострельность первой (быстрой) части серии, а между последним и 48-м – второй (медленной) части.

Итак, продолжаем.

Серийная H, электронный затвор (60 кадр/с), формат RAW+JPEG – 8 кадров со скоростью 60 кадр/с, далее замедление до 2 кадр/с, сохранение на карту около 25 секунд.

Переходим к механическому затвору.

Серийная H, механический затвор (15 кадр/с), формат RAW – первые 65 кадров шли со скоростью 15 кадр/с, далее замедление до 6 кадр/с, сохранение на карту около 10 секунд.

Приятно поражает, что при 15 кадрах в секунду с механикой – можно прекрасным образом продолжать визирование (как в видоискателе, так и по монитору). Картина мерцает, но сохраняется внятный контроль над происходящим.

Серийная H, механический затвор (15 кадр/с), формат JPEG – первые 102 кадра шли со скоростью 15 кадр/с, далее замедление до 9 кадр/с, сохранение на карту около 7 секунд.

Серийная H, механический затвор (15 кадр/с), формат RAW+JPEG – первые 52 кадра со скоростью 15 кадр/с, далее замедление до 2 кадр/с, сбрасывалось около 25 секунд.

Далее я протестировал работу относительно медленной карты памяти – SanDisk Extreme UHS-I со скоростью записи 30 МБ/с, установленной в «медленный» слот 2.

Я провел те же замеры, что и с быстрой картой UHS-II. Чтобы не перегружать обзор бесконечными деталями, скажу вкратце.

Во всех режимах быстрой серийной съемки H (с электронным и механическим затвором, с форматами RAW, JPEG и RAW+JPEG) первая часть серии идет с заявленной паспортной скоростью (60 или 15 кадр/с), а длина составляет 48 кадров. Далее скорость съемки падает и определяется скоростью освобождения буфера, то есть, сохранения файлов на карту памяти. С моей медленной картой UHS-I как скорость съемки (второй, медленной части серии), так и скорость сохранения на карту, были ниже, чем с картой UHS-II, в несколько раз (2-5 раз, в зависимости от режима).

Дальше вы можете сделать для себя вывод – конечно, карта UHS-II дает в целом выигрыш по производительности. Только с нею возможности карты раскрываются полные. Если вы будете снимать длинными сериями, то есть прямой смысл использовать карту UHS-II (в быстром слоте). Однако если вас устроит длина быстрой части серии в 48 кадров, то можно обойтись и относительно медленными картами UHS-I.

Кстати, давайте заодно проведем замеры скорострельности, поставив быструю карту (UHS-II) в «медленный» слот 2. На этот раз ограничимся форматом RAW.

Серийная H, электронный затвор (60 кадр/с), формат RAW – первые 48 кадров со скоростью 60 кадр/с, далее замедление до 2.5 кадр/с, сохранение на карту памяти около 21 секунды.

Серийная H, механический затвор (15 кадр/с), формат RAW – первые 56 кадров со скоростью 15 кадр/с, далее замедление до 2.4 кадр/с, сохранение на карту памяти около 21 секунды.

Из всех проведенных тестов можно сделать вывод, что буфер камеры вмещает ровно 48 кадров. Возможно, вас, как и меня поначалу, удивило, что длина серии до замедления получается одинаковой в любом формате, будь то JPEG, RAW или пара JPEG+RAW (вообще-то, с быстрой картой UHS-II и с механическим затвором получались и более длинные серии, но это, по-видимому, связано с тем, что с механическим затвором поступление новых кадров не слишком быстрое, и камера, начиная сбрасывать файлы на карту памяти одновременно с началом съемки, поначалу успевает делать это с такой скоростью, чтобы скорость съемки не снижалась; в тех же случаях, когда затвор электронный и поступление новых кадров очень быстрое, длина быстрой части серии всегда составляла именно 48 кадров). В качестве объяснения могу предположить, что камера пишет в буфер НЕ готовые файлы JPEG или RAW, а просто «считанную с матрицы информацию». Это даже еще не RAW, и уж тем более не JPEG. Это просто «48 раз считанные данные с матрицы» – после которых буфер заполняется. И уже потом процессор берет оттуда эти «считанные данные» и превращает их в файлы RAW и/или JPEG.

PRO CAPTURE

Очень интересный новый режим, появившийся в E-M1 Mark II, называется Pro Capture. Суть его в том, что вы полунажимаете кнопку спуска затвора и удерживаете ее в этом положении. Срабатывает автофокус, и далее камера начинает безостановочно делать снимки, сохраняя их в буфере. Режим Pro Capture работает только с электронным затвором, поэтому съемка может идти совершенно беззвучно. Размер буфера составляет максимум 14 кадров, снимки записываются туда по принципу списка FIFO (First In — First Out), то есть, самые старые снимки всё время заменяются новыми, так что в любой момент времени там всегда находятся самые «свежие» кадры.

pa286035-acr

В какой-то момент происходит событие, которого вы, надо полагать, ждали (оттого, собственно, и начали съемку). Например, футболист произвел удар по воротам. Вы дожимаете кнопку спуска до упора, тем самым давая камере команду остановить обновление кадров в кольцевом FIFO-буфере. После этого съемка продолжается, кадры FIFO-буфера сохраняются, и к ним добавляются новые – до тех пор, пока вы не отпустите кнопку спуска, либо будет достигнуто количество кадров. которое вы задали заранее как максимальное.

В режиме Pro Capture, как и у других типов серийной съемки, есть «быстрый» вариант H (когда камера фиксирует фокус и экспозамер по первому кадру) и «медленный» вариант L (когда перефокусировка производится на каждом кадре). Вы можете заранее задать в меню максимальную скорость съемки –15, 20, 30 или 60 кадр/с для варианта H, и 10, 15 или 18 для варианта L.

pa286036-acr

Размер буфера и общая длина серии гибко конфигурируются. Размер буфера можно задать любым – в пределах от 1 до 14 кадров.

pa286037-acr

Параметр «Ограничение количества кадров» – это та самая общая длина серии. Его можно установить на любое число от 1 до 99, или вовсе отключить (тогда съемка будет вестись до отпускания кнопки спуска, с возможным падением скорости при полном заполнении буфера камеры). Длина FIFO-буфера в любом случае не может превышать 14 кадров, причем независимо от включенного формата файлов (будь то JPEG минимального размера или пара JPEG + RAW).

pa286039-acr

Когда вы ввели количество кадров и нажали ОК, графическая диаграмма внизу экрана автоматически обновляется. Если вы задали ограничение в 97 кадров, а FIFO-буфер используется полностью (14 кадров), то после нажатия кнопки спуска будет сделано еще максимум 83 кадра (если вы не отпустите кнопку раньше).

pa286040-acr

Параметр «Ограничение количества кадров» имеет приоритет над «Кадрами до съемки». То есть, если вы сначала задали 14 «кадров до съемки» в буфере, а потом вводите ограничение в 10 кадров, то камера автоматически уменьшит буфер до 10 кадров, а в зоне «после нажатия» появится ноль.

Понятно, что нужно подходить осознанно к соотношению размера буфера «до съемки» и скорострельности (кадр/сек). Если вы зададите буфер 6 кадров, а скорость 60 кадр/с, то возможность съемки ДО полного нажатия кнопки сохранится, однако она покроет лишь промежуток времени в 0.1 секунды. Конечно, в зависимости от стоящей задачи оптимальные значения могут быть разными, но для обкатки навыков работы с Pro Capture я бы, пожалуй, использовал режим Pro Capture L (чтобы работал автофокус), поставил скорострельность 18 кадр/с и задал буфер кадров на 9-10 (полсекунды).

pa286042-acr

Очевидно, использование режима Pro Capture приводит к ускоренному расходованию места на карте памяти, возможно, даже более быстрому, чем при обычной серийной съемке (ведь здесь записываются кадры, сделанные не только после, но и до нажатия кнопки спуска). Зато вы получаете шикарную возможность не пропустить эффектный момент. Конечно, если не сидите с камерой в сумке.

Мне кажется, что можно приноровиться и при съемке динамичного репортажа оставаться в режиме Pro Capture постоянно. Он ведь не заставляет вас каждый раз полностью наполнять кадрами буфер. Если вы хотите сделать одиночный кадр, можно просто коротко нажать кнопку спуска на полный ход. Скорее всего, при этом все же запишется более одного кадра, но это только повысит вероятность получения удачного снимка.

Содержание обзора:

1. Введение, особенности, технические характеристики
2. Дизайн, интерфейс, органы управления
3. Меню, функции и режимы
4. Система фокусировки
5. Серийная съемка и Pro Capture
6. Стабилизатор, видеосъемка
7. Разрешение — при 20 и 50 Мп, сравнение с E-M1 и PEN-F
8. Шумы, шумоподавление, сравнение с PEN-F
9. Примеры снимков
10. Выводы

  1. Дмитрий, здравствуйте! Благодарю за замечательный обзор! У меня к Вам вопрос, если можно, подскажите пожалуйста, как выставить режим пикинг фокуса для съемки мануальной оптикой через переходник, и можно ли назначить его на кнопку, например Fn1, что-то не получается у меня? И ещё почему-то на режиме приоритета диафрагмы, периодически у меня пропадает возможность поставить качество съёмки в Raw, только выдаёт варианты джипег, или джипег Raw, приходиться сбрасывать прежние настройки, что бы вернуть эту возможность.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: