Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark III – часть 2 – Дизайн и управление

Olympus E-M10 Mark III не назовешь миниатюрным, однако он, как и другие камеры линейки OM-D, весьма компактен. В комплекте со складным «китовым» объективом MZD 14-42 EZ камеру даже можно положить в крупный карман. При этом аппарат воспринимается очень прочным, качество всех деталей – как металлических, так и пластиковых – на высоте.

Olympus OM-D E-M10 Mark III

Камера выпускается в двух вариантах цветового оформления – полностью черная, либо черная с серебристыми элементами. Признаться, еще пару лет назад моим выбором однозначно был бы первый вариант – видимо, по привычке и по инерции после многих лет общения с большими черными зеркальными камерами. Однако теперь мне уже кажется, что «ретро-стиль» серебристо-черных камер смотрится более современно, как ни парадоксально это звучит. Кроме того, к таким камерам прекрасно подходят как черные, так и серебристые объективы (чего не скажешь про чисто черную камеру), а практика показывает, что по мере накопления персонального парка оптики в нём могут оказываться объективы разного цвета.

На первый взгляд, E-M10 Mark III очень похож на предыдущую модель E-M10 Mark II. Собственно говоря, похожи они и на второй взгляд. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых – существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь.

Выступ на передней панели, который работает, как рукоятка камеры, стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи – однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Olympus OM-D E-M10 Mark III vs E-M10 Mark II

Камера оснащена встроенной вспышкой. В принципе, это показывает на принадлежность модели к младшему, любительскому, классу (у старших моделей встроенной вспышки нет, для серьезной работы используются внешние вспышки). Однако наличие встроенной вспышки повышает универсальность камеры и ее готовность вести съемку в любой ситуации.

На передней панели имеется лампа подсветки автофокуса. Зажигается она очень редко – камере почти всегда хватает имеющегося освещения.

Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но на ощупь эта разница кажется непринципиальной. Диски вращаются с четким пощелкиванием, усилие при этом оптимально. На виде сверху видно, что два диска управления утратили черные вставки (на мой взгляд, стало лучше).

Olympus OM-D E-M10 Mark III vs E-M10 Mark II

Диск режимов стал крупнее, названия режимов читаются лучше. Изменился и набор режимов, вынесенных на диск. Конечно, остались классические экспорежимы P-A-S-M, а также видеосъемка, сюжетные программы SCN и художественные фильтры ART (хотя их порядок зачем-то поменялся, что может оказаться неудобным для тех, кто перейдет на новую камеру с E-M10 II). Автоматический режим перестал называться iAUTO, теперь он просто AUTO и обозначен зеленым цветом. Убрана склейка коллажей, и вместо нее видим загадочный пока режим АР. Чуть позже мы узнаем, что появление режима АР (который, кстати, расшифровывается как Advanced Photo, или «продвинутые фоторежимы») – один из ключевых моментов перестройки интерфейса.

Диск режимов, в принципе, можно вращать одним пальцем, большим либо указательным, однако усилие, которое приходится при этом прилагать в поперечном направлении, мне кажется избыточным. Хочется поберечь ось, на которой сидит диск, и вращать его все же двумя пальцами. Это вполне удобно, никакой проблемы в этом нет.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 – как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас – цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете.

В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Защищенные снимки отображаются на экране со значком зелёного ключика в правом верхнем углу.

Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов – и со щелчком камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» – и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.


Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась – как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь – «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.

Olympus OM-D E-M10 Mark III vs E-M10 Mark II

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III – очень качественный. Разрешение его составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Само по себе это вовсе не напрягает, а заметным становится лишь при прямом сравнении. Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой (она и по факту крупнее, чем во многих зеркалках).

Olympus OM-D E-M10 Mark III

Дисплей у E-M10 Mark III поворотный, отклоняется вверх (на угол чуть более 90 градусов) и вниз (на 45 градусов). Это позволяет с удобством вести съемку из необычных ракурсов – от самой земли, либо держа камеру на вытянутых вверх руках. Правда, работает это только при горизонтальной компоновке кадра. Кроме того, такой тип монитора полезен для скрытной съемки – вы смотрите вниз и окружающие думают, что вы просто копаетесь в настройках камеры; так они напрягаются меньше, чем когда вы смотрите вместе с объективом в их сторону.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора.

Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

Отображение информации на дисплее устроено точно так же, как у других камер Olympus.

Возможно несколько вариантов вывода информации, которые последовательно переключаются по кругу нажатием кнопки INFO. Это может быть чистый экран, либо картинка с наложением параметров (кратких или подробных). Живая гистограмма выводится традиционным для Olympus образом – белым цветом отображается распределение яркости по всему кадру, зеленым цветом – в центральной части кадра.

Две шкалы электронного уровня помогают удерживать камеру строго горизонтально. Белые риски показывают, насколько сильно отклонение. Шкала из белой становится зеленой, когда камера выровнена по соответствующей координате.

Во всех режимах экран остается достаточно неперегруженным информацией. Способствует этому тот факт, что соотношение сторон кадра у матрицы системы Микро 4/3, к которой относится камера, составляет 4:3, а у экрана – 3:2, так что слева и справа остаются черные полосы.

Конечно, когда вы включаете формат кадра 3:2, изображение покрывает дисплей полностью, без полей.

Предусмотрено также наложение на экран сетки кадрирования, с несколькими вариантами.

Когда вы нажимаете центральную кнопку навипада ОК, на дисплей выводятся пункты экранного меню. Столбик справа – список параметров, полоска внизу – возможные значения параметра. Активные в данный момент пункты выделяются «неоновым» (желто-зеленым) цветом. Передвигаться по пунктам меню и изменять значение активного параметра можно как кнопками, так и дисками управления. Когда привыкаешь, получается очень быстро.

Насколько я помню, у всех без исключения беззеркальных камер Olympus параметры экранного меню не помещаются в один экран. То есть, при переборе параметров в правом столбике происходит переключение на вторую страницу.

Однако у E-M10 Mark III это не так! Все параметры помещаются в один экран. Это режим цвета, значение ISO, баланс белого, режим фокусировки, соотношение сторон кадра, формат фотоснимка, формат видеозаписи. Конечно, так удобнее, все параметры на виду, второй страницы нет, долгие перелистывания не нужны. Только куда же делись остальные параметры? Их ведь не упразднили вовсе?

Конечно, нет. В обновленном интерфейсе E-M10 Mark III они перебрались в другие места.

Во-первых, на клавиши навипада. Мы уже говорили, что клавиша Вниз включает выбор режима работы затвора.

Здесь обычная покадровая съемка, съемка с антишоком (с электронной первой шторкой, соответствующие пункты меню обозначены ромбиком; кстати, заводские установки камеру именно такой вариант используют по умолчанию).

Серийная съемка может идти в «быстром» варианте H, когда фокус и экспозамер фиксируются на первом кадре – в этом случае скорострельность достигает 8.6 кадров в секунду; либо в «медленном» варианте L, когда система автофокус и экспозамера продолжают работать на каждом кадре – тогда скорость доходит до 4.8 кадров в секунду (это 20-процентный прирост по сравнению с E-M10 II).

Наконец, здесь же задаются различные варианты работы таймера автоспуска затвора.

Пример быстрой серийной съемки:

Olympus OM-D E-M10 Mark II - continuous high speed

Вполне можно выбрать наиболее удачную фазу быстрого движения. Вот еще один пример:

Olympus OM-D E-M10 Mark II - continuous high speed

Я провёл замеры скорострельности E-M1 Mark II в режиме быстрой серийной съемки. Использовалась карта памяти UHS-II SanDisc Extreme PRO с паспортной скоростью записи 250 МБ/с.

При съемке в формате файлов JPEG L-SF + RAW первые 9 кадров были сделаны за 1.1 секунды (около 8.2 кадр/с), далее скорость снизилась до 1.7 кадр/с (7 кадров сделаны за 4.2 секунды).

В формате JPEG L-SF первые 13 кадров получились за 1.5 секунды (8.7 кадр/с), далее скорость составила 2.9 кадр/с (10 кадров за 3.4 секунды).

В формате RAW первые 9 кадров получились за 1 секунду (9 кадр/с), далее скорость составила 2.8 кадр/с (5 кадров за 1.8 секунды).

Меня иногда спрашивают, как делаю такие измерения? Очень просто – фотографирую экран телефона с хорошим секундомером, где не только бегут честные десятые доли секунд, но еще и секундная стрелка (небольшая внизу) вращается  с высоким разрешением (одна секунда – один оборот).

Секундомер на смартфоне, использованный в тесте скорострельности

Клавиша навипада Вверх дает быстрый доступ к установке ISO…

…клавиша Вправо – к режимам работы вспышки, а клавиша Влево – к выбору области фокусировки.

Передним диском выбираются варианты – включены все зоны (мы помним, что их 11х11=121 зона)…

…либо блок из девяти зон в виде квадрата 3х3…

…либо одна зона. Разумеется, варианты «блок 3х3» и «одна зона» можно передвигать по полю кнопками навипада.

Когда выбраны все зоны, то в момент срабатывания автофокуса работает «кластерный экран», то есть выделяются прямоугольниками все те зоны, которые оказались в фокусе.

Заметим, что распознавание лиц теперь может быть «просто включено», либо использовать интеллектуальную функцию распознавания ближнего глаза (и фокусировки на нем). Возможность выбора глаза вручную убрана – да и правильно, зачем она, если камера сама безошибочно определяет ближний глаз?

Конечно, распознавание лиц можно и полностью отключить.

Чуть выше мы говорили, что при нажатии кнопки навипада ОК на дисплей выводятся пункты экранного меню. Строго говоря, так происходит по умолчанию. В меню можно задать, как будет реагировать камера на кнопку ОК – либо (по умолчанию) будет выводиться экранное меню LV-C (столбик справа), либо панель управления LV-SCP (Super Control Panel). Причем это можно задать раздельно для разных режимов (сгруппированных в четыре группы – AUTO; P/A/S/M; ART и SCN/AP.

Рассказ получается запутанным, но поверьте – на самом деле гибкость этих настроек позволяет очень четко настроить камеру под личные предпочтения фотографа, а заводские установки по умолчанию обеспечивают начинающему беспроблемную работу сразу.

На панели управления SCP остались некоторые из параметров, которые убраны из экранного меню (как вы помните, ради упразднения его второй страницы).

Например, режимы работы системы стабилизации изображения. Теперь при фотосъемке она может быть либо включена (S-IS On), либо выключена (S-IS Off); убраны варианты работы «только по горизонтали» и «только по вертикали», фактически осталось только «автораспознавание». Стабилизатор при видеосъемки по-прежнему может использовать либо только сдвиг матрицы, либо еще и цифровую стабилизацию (ну или быть выключен).

Также на панели управления остался выбор режима экспозамера и распознавания лиц. Отключение микрофона при видеосъемке теперь находится во внутрикамерном меню.

Содержание обзора:

1. Введение
2. Дизайн и управление
3. Режимы PASM, AUTO, SCN, AP и новый интерфейс
4. Арт-фильтры, внутрикамерное меню и просмотр
5. Видеосъемка
6. Качество снимков, высокие ISO, сравнение с E-M5 II
7. Примеры снимков
8. Выводы

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: