Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark IV — Часть 1 — Введение, дизайн, управление

Olympus OM-D E-M10 Mark IV – беззеркальная камера со сменными объективами системы Микро-4/3. Как ясно из названия – это уже четвёртая модель в популярной младшей линейке системных камер OM-D.

Помимо текстового обзора, который вы читаете, существует видеоверсия моего обзора камеры Olympus OM-D E-M10 Mark IV:

А также ролик, посвящённый съёмке панорам:

Olympus Е-М10 Марк IV получил 20-мегапиксельную матрицу, как и у других современных камер Olympus. Система автофокуса имеет 121 точку. Электронный затвор позволяет при серийной съёмке достичь скорострельности 15 кадров в секунду, это очень круто и само по себе, а уж тем более для камеры младшей линейки.

В качестве других отличий от предыдущей модели E-M10 Mark III можно назвать улучшенный автофокус, а именно трекинг и алгоритм распознавания лиц (появившийся в E-M1 Mark III) – теперь лица различаются при сильных поворотах головы, в очках, и так далее. Монитор теперь может полностью разворачиваться вниз на 180 градусов для съёмки селфи. Ещё поговорим об этом подробнее.

Камера может писать видео в формате 4К (с потоком до 102 Мб/с). Поддерживаются различные продвинутые функции – Live Composite, брекетинг по фокусировке, интервальная съёмка, HDR и другие.

Система стабилизации изображения – одна из самых сильных сторон системных камер Olympus вообще. Здесь она пятиосевая, даёт выигрыш до 4.5 экспоступеней, то есть вы можете получать несмазанные снимки на выдержках в 15-20 раз длиннее, чем без стабилизации, либо использовать значение ISO на 4-5 экспоступеней ниже.

Olympus E-M10 Mark IV – весьма компактный аппарат, особенно в комплекте со складным китовым объективом 14-42 с электрическим зумом (как на иллюстрациях). У меня на тесте был объектив 12-45/4 PRO, он уже крупнее. Вес камеры – всего 383 грамма (против 410 у E-M10 Mark III).

Камера выпускается в двух вариантах цветового оформления – чёрная с серебристыми элементами и полностью чёрная.

Выступ на передней панели, который работает, как рукоятка камеры, слегка изменился, стал чуть более фигурным, а хват – чуть более удобным.

Переключатель в левой части верхней панели включает питание. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» – поднимает встроенная вспышка. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Наличие вспышки, в принципе, говорит о принадлежности камеры к любительскому классу. У старших моделей встроенной вспышки нет, для серьезной работы используются внешние вспышки.

Однако наличие встроенной вспышки повышает универсальность камеры и ее  готовность к съемке в любой ситуации. Заметим, что вспышка сама не выпрыгивает. Даже в режиме AUTO вы всё-таки должны сами поднять её, если нужно.

Кнопка, которая рядом с рычажком, называется «кнопка быстрого доступа». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент.

На диске режимов – классический набор экспорежимов P-A-S-M, далее видеосъемка, художественные фильтры, группа продвинутых режимов AP (Advanced Photo), сюжетные программы SCN и автоматический режим AUTO – обозначен зелёной пиктограммой.

Диски управления вращаются с легким пощелкиванием, усилие вращения невелико. Расположены в оптимальных местах, Olympus не сразу пришёл к этому, положение дисков менялось от модели к модели.

Камеры Olympus OM-D старшего уровня (средней линейки E-M5 и особенно топовой E-M1) позволяют настраивать множество кнопок и переключаетелей – очень гибко и богато. В E-M10 Mark IV возможности конфигурирования также есть, однако их не очень много. Программируемые кнопки три: AE/AF lock (по умолчанию это блокировка экспозамера и автофокуса), с красной точкой (старт-стоп видеозаписи) и цифровой телеконвертер (увеличение масштаба вдвое, по сути, вырезание центральной части кадра и растягивание до 20 мегапикселей).

Выбор возможных вариантов для кнопок невелик (10 пунктов), но, тем не менее,  программируемость – это хорошо! Функции дисков управления также можно изменять, однако там выбор буквально из двух вариантов – например, в ручном режиме М можно задать, чтобы диафрагмой управлял задний диск, а выдержкой – передний, или наоборот.

Расположение органов управления на задней панели  точно такое же, как у Е-М10 III. О функциях клавиш навипада поговорим чуть позже.

Слева от окуляра видоискателя – колёсико диоптрийной коррекции, справа – кнопка переключения вывода информации между дисплеем и видоискателем. Если кнопку удерживать нажатой, то можно включить датчик автоматического переключения. Подносите камеру к лицу – картинка идёт в ЭВИ, отдаляете – вывод на монитор.

Здесь есть важный нюанс. Подобная система имеется в разных камерах разных производителей. Датчик, конечно, не распознаёт именно лицо; реагирует просто на поднесение к нему чего угодно. Поэтому, если вы снимаете от груди, то обычно датчик тоже срабатывает, и изображение с дисплея пропадает (переходит в видоискатель). Большой плюс Е-М10 Mark IV в том, что когда экран от камеры отвёрнут, автоматического переключения между дисплеем и видоискателем происходить НЕ будет. Что как раз и требуется.

Мощный процессор и стабилизатор, новая матрица – на самом деле, это важнейшие достоинства камеры! Однако… они не очень осязаемы, начинающим фотолюбителям оценить их трудно. А вот удобная съёмка селфи! Это нечто намного более наглядное, а потому понятное. Производитель сам отмечает эту грань камеры как одну из основных. Поэтому и мы остановимся на ней подробнее.

Что можем отнести к съёмке селфи? В первую очередь – поворотный экран. Во-первых, он поднимается вверх – на угол до 90 градусов – и это уже хорошо, позволяет снимать с низких ракурсов, от земли, или «от пуза» – это удобно для скрытной съёмки, менее навязчиво, чем в лоб.

Экран поворачивается вниз – что позволяет снимать, задрав камеру над головами стоящих вокруг людей.

Более того, у E-M10 Mark IV – впервые в младшей линейке OM-D – экран можно довернуть и дальше вниз, на 180 градусов. Тогда он будет ориентирован вперёд, куда смотрит объектив. Делая селфи и держа камеру в руке, мы видим себя на экране.

Однако дело не только в физическом повороте экрана. Есть удобные моменты и в интерфейсе. При такой ориентации дисплея камера переходит в режим съёмки селфи. Вернее, режимом называть это не совсем правильно, поскольку режим может быть любой, как обычно – и Приоритет диафрагмы с распознаванием лиц, и AUTOматический, и сюжетная программа – да хоть Закат или Снег. Это именно интерфейс для съёмки селфи, а не режим.

Картинка на дисплее, конечно, переворачивается – иначе она получалась бы вверх ногами. Подробные параметры с экрана исчезают, остаются важные моменты – заряд батареи, счётчик кадров и время видеосъёмки. В левом нижнем углу – текущий режим (на иллюстрации – тот самый, сюжет Закат).

Кроме того, на экране имеется несколько виртуальных кнопок управления, набор которых зависит от текущего режима, заданного на диске. Например, в сюжетных программах будет кнопка спуска затвора. Касаемся – делаем снимок.

Если на диске положение Видеосъёмка, то на экране видим кнопку старт/стоп видеозаписи.

Приоритет диафрагмы – обе кнопки сразу, и фото, и видео; а ещё появляются кнопки экспокоррекции, в плюс и в минус.

Сенсорный экран позволяет просто прикоснуться к объекту, на котором требуется сфокусироваться. Или же сделать так, чтобы касанием к экрану сразу выполнялся снимок.

Далее, можно включить таймер автоспуска…

…настроив его заранее – задав количество кадров, которое сделает камера, например, три или пять, и интервал, паузу, между кадрами (чтобы успеть менять позу от кадра кадру).

Если мы находимся в режиме AUTO – видим на дисплее включение функции е-Портрет (улучшенный портрет). А кроме того, можно выводить на экран систему подсказок, которая называется «Гид по легкой смене настроек». Этот Гид доступен в зелёном режиме AUTO всегда, не только при съёмке селфи. Мы его рассмотрим чуть позже, когда будем говорить об AUTOрежиме.

Если на карточке памяти есть снимки, то появляется кнопка режима просмотра. Здесь можно перелистывать снимки сдвигом. Но если хотите удалять – уже придётся кнопки на задней панели задействовать.

Дальше. Отсек аккумулятора и карты памяти. Используется аккумулятор BLS-50 – заслуженная модель, обеспечивающаяся преемственность и совместимость. Заряжать аккумулятор можно прямо в камере, через USB- кабель (разъём – обычный мини-USB). Это, конечно, здорово! Удобно, можно заряжаться обычными зарядками, не обязательна родная зарядка.

Под одной крышкой с аккумулятором находится слот для карты памяти формата SD – поддерживаются высокоскоростной интерфейс UHS-II, это важный момент и приятный сюрприз для камеры младшей линейки.

Содержание обзора:

1. Введение, дизайн, управление
2. Экранный интерфейс
3. Режим AUTO
4. Режимы SCN, ART-фильтры, AP
5. Меню, просмотр, видеосъёмка
6. Примеры снимков и выводы

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб

%d такие блоггеры, как: